Почему боятся AstraZeneca и кого все-таки вакцинируют? Ответы на вопросы, которые волнуют жителей Эстонии (11)

Copy
Вакцинация. Фото иллюстративное.
Вакцинация. Фото иллюстративное. Фото: FOTO: TAIRO LUTTER
  • Принципы распределения вакцины
  • Альтернативные списки и кто в них попадает
  • Предрасположенность к тромбозу - противопоказание?
  • Причины плохой репутации AstraZeneca

Как распределяются вакцины? Что такое альтернативные списки и как они формируются? Противопоказана ли кому-то вакцина AstraZeneca и есть ли риск тромбоза? На самые популярные вопросы о вакцинации ответила семейный врач Алина Тереп.

Распределение вакцины у многих вызывает вопросы: почему у одних медучреждений ее будто бы в избытке и даже формируются так называемые альтернативные списки для вакцинации на случай, если кто-то из основного списка откажется, а другие семейные врачи не могут предложить ее даже своим пациентам из группы риска.

«В случае если у нас остаются вакцины и мы не успеваем позвать пациента из группы риска, мы зовем того, кто может быстро прийти на место, чтобы вакцина не пропала. Значит ли это, что у меня избыток вакцин? Абсолютно нет. Но если я в ситуации, когда рабочий день заканчивается в шесть часов вечера и в 17:50 пациент сообщает, что он не придет, или просто не является, я ищу того, кто успеет явиться на место за пять минут», — объяснила семейный врач Алина Тереп.

Официальной инструкции, как формировать альтернативные списки, у семейных врачей нет. Если пациент не появляется на прием ко врачу-специалисту, этот прием просто пропадает. Точно так же происходит и с вакцинами. «Они просто пропадают. И нам дана рекомендация искать альтернативные варианты по возможности из группы риска», - сказала Тереп. 

«Руководства нет, каждый делает так, как считает нужным. Поэтому, например, кто-то из семейных врачей знает, что через дорогу живет пациент, который готов сделать прививку, и держит его в качестве запасного варианта. Основная цель — использовать все дозы вакцины, чтобы ничего не испортилось», — уточняет доктор.

Тереп отметила, что в целом сейчас вакцинация проходит по трем направлениям. «Первое — вакцинация групп риска. Этим занимаются семейные врачи, у них графики ротации, которые приходят от Больничной кассы, то есть время, когда конкретный центр может заказать вакцину и, соответственно, когда она прибудет, — объясняет она. — Ротации более-менее распределены равномерно. Поскольку логистика была изменена примерно две недели назад, в этот конкретный раз в некоторых центрах у кого-то разница между двумя поставками стала немного короче, у кого-то она удлинилась, это действительно было».

Второе направление — вакцинация людей, оказывающих жизненно важные услуги. Например, Тереп, как семейному врачу в волости Раэ, Больничная касса также предложила параллельно вакцинировать сначала работников школ, а потом и детских садов.

«И третье направление — субботники, которые, прежде всего, продвигает Больничная касса и которые позволяют вакцинировать как можно большее количество человек разом за короткий промежуток времени, — говорит доктор Тереп. — В этом случае вакцинацию проводит тот, у кого есть возможность цифровой регистрации, поскольку звонить тысяче пациентов несколько затруднительно».

По словам Алины Тереп, у пилотного проекта вакцинации по выходным есть несколько объективных плюсов: во-первых, это позволяет быстро использовать вакцины, которые нам приходят, то есть вакцинируется больше человек, во-вторых, есть возрастное ограничение, то есть прививку делают пациентам, которые, как правило, все-таки из группы риска, в-третьих, дигитальные системы тестируются при большом наплыве людей, то есть проверяется, как эта система справится, если у нас разом появится большое количество номерков.

Общество семейных врачей Эстонии не относится к данному проекту положительно: в приоритете должна быть вакцинация групп риска. Тот факт, что логистика не всегда позволяет это адекватно организовывать, не должно сказываться на темпах вакцинации. 

Что не так с AstraZeneca?

В четверг, 11 марта, Лекарственный департамент порекомендовал не применять в отношении людей с риском тромбоза вакцину AstraZeneca, пока Европейское агентство лекарственных средств не дало окончательной оценки.

«На данный момент это скорее перестраховка. В случае с вакцинами от коронавируса даже один инцидент на несколько миллионов сразу становится достоянием общественности и находится под очень пристальным вниманием. Невозможно это опустить и, даже если статистически степень риска крайне мала, мы должны обращать на это внимание и подробно изучать, поэтому сейчас предпринята такая мера предосторожности», — прокомментировала вчерашнее заявление департамента Тереп.

Но как понять, есть ли у человека риск тромбоза? «Предрасположенность к тромбозу выясняют по анамнезу: у кого был тромбоз легочной артерии, глубокий венозный тромбоз, кто обездвижен и лежит больше трех дней, у кого были серьезные операции и так далее, — говорит доктор Тереп. — Безусловно, изменения здоровья у людей могут происходить спонтанно, без какой-либо причины или анамнеза, но тем не менее, в большинстве случаев есть какие-то факторы риска, которые нам дают больше представления».

Но, по словам семейного врача, если человек пожилой, у него уже был, например, тромбоз легочной артерии или мерцательная аритмия предсердий, как правило, такие пациенты получают антикоагулянты, поэтому они уже защищены, и их можно вакцинировать. То есть всегда надо смотреть на общую картину.

В клиническом исследовании говорится, что чаще побочные эффекты от вакцины AstraZeneca проявляются после первой дозы, а от Pfizer — после второй. «У нас пока нет своего опыта в этой области, поскольку AstraZeneca поступила не так давно, многие люди еще не успели получить вторую дозу. Об этом мы сможем говорить через две-три недели, когда с вакцинации первой партии пройдет два месяца, люди получат вторую дозу вакцины и поделятся своими впечатлениями, — говорит Тереп. — Но клиническое исследование показало изначальный профиль побочных явлений, которые совпадают с тем, что мы видим сейчас у своих пациентов. Нет повода не доверять тому, что было показано в исследованиях. С тем же Pfizer пока так и получается, что побочные явления чаще проявляются после второй дозы».

Не это ли стало причиной, что именно AstraZeneca в плане побочных эффектов у нас имеет самую плохую репутацию среди вакцин? «Не только это. Есть еще один момент. С помощью Pfizer мы вакцинировали медперсонал, а далее уже пошла группа риска, то есть в основном пожилые люди. В случае всех вакцин от коронавируса исследования показывают, что у пожилых людей меньше побочных эффектов, — уточнила доктор Тереп. — Поэтому у нас опыт пациентов от Pfizer позитивнее, чем от AstraZeneca, которой пока в основном прививали учителей, воспитателей в детских садах и представителей других профессий, то есть работающих людей в возрасте от 18 до 60 лет».

Наверх