Лицо недели Мечтать не вредно - вредно не мечтать

Copy
Ей удалось осуществить то, что еще не покорялось ни одной из эстонок.
Ей удалось осуществить то, что еще не покорялось ни одной из эстонок. Фото: Krisli Meleski Erakogu

«Да на этот Эверест люди толпами ходят! Там уже одна гигантская мусорная свалка», «туда под силу забраться даже подростку и инвалиду», «в чем вообще смысл туда лезть?» - говорят те, кто никогда не ходил в горы. Именно «не ходил» - потому что подняться на подъемнике на горнолыжный курорт – все-таки, мягко говоря, совсем не то, что совершила Крисли Мелеск. Первая из эстонок, которой удалось покорить высочайшую вершину мира.

Да, разумеется, по сравнению с временами Эдмунда Хиллари и Тенцинга Норгея, которые официально сделали это первыми, восхождение на Эверест чуть-чуть стало напоминать конвейер. Говорят даже, что многие не могут взойти именно потому, что вынуждены слишком долго стоять в очереди – а в условиях высокогорья это может иметь последствия вплоть до фатальных.

Возможно, вы слышали такое словосочетание, как горная болезнь, может быть, даже в состоянии перечислить какие-то ее симптомы, но так, для справки, высокогорный отек легких и отек мозга развиваются в течение нескольких часов и при неблагоприятном стечении обстоятельств (кончился кислород, не было благоприятных условий для немедленного спуска вниз и многое другое) приводят к смертельному исходу. Это раскалывающаяся голова, разрывающий легкие кашель, розовая пена изо рта, потеря сознания и прочие прелести, свидетельствующие о том, что человеческие возможности небезграничны. И это не говоря о жутком холоде, погоде, стремительно меняющейся до катастрофической, коварных трещинах и гибнущих рядом носильщиках и туристах. Ни за какие деньги ни одна экскурсионная фирма не даст вам гарантии, что вы сможете постоять на вершине хоть полминуты.

Ах да, мы забыли упомянуть коронавирус, который на Эвересте тоже есть и успешно косит людей даже в базовом лагере – на высоте свыше 5000 м, откуда, на самом деле, путь наверх только начинается. Хотя, собственно, даже туда могут дойти отнюдь не все.

А она дошла до конца. И здесь есть место всему – самопреодолению, воле, дисциплине, систематической подготовке и, наконец, просто везению (ведь второй нашей соотечественнице сделать этого не удалось).

Человеческое стремление к вершине иррационально – и оттого особенно прекрасно. Как пел Высоцкий, «другие придут, сменив уют на риск и непомерный труд», а Кристи Мелеск уже вошла в историю эстонского альпинизма.

Наверх