От редакции ⟩ Тайна парома «Эстония»: первые открытия и последняя надежда (2)

Ольга Лебедева
Copy
Первое предварительное исследование на месте крушения парома "Эстония".
Первое предварительное исследование на месте крушения парома "Эстония". Фото: Madis Veltman

Всю неделю жители нашей страны пристально следили за исследованием на месте крушения парома «Эстония». Данных, собранных буквально за считанные дни, уже сейчас больше, чем было получено в ходе предыдущих погружений к остову. Поразительными стали два открытия.

Во-первых, в разных частях затонувшего парома «Эстония» были обнаружены новые деформации разного размера. Эстонский и шведский центры расследований в области безопасности пока избегают слов «трещины» и «пробоины», отдавая предпочтение «деформациям», поскольку еще предстоит детальное изучение этих повреждений и выявление потенциальных причин их возникновения. Это огромная работа, поскольку ранее о них никто ничего не знал. Или почти никто... Источник Postimees, пожелавший сохранить анонимность, уверяет, что шведы располагали данными об этих повреждениях еще до нынешнего исследования, но почему-то молчали. Исследовательская работа якобы дала им возможность подтвердить эту информацию и теперь уже поделиться ею с общественностью.

Вообще, если судить по публикациям в СМИ, поведение шведов, входящих в состав исследовательской команды, вызывает вопросы у эстонцев. Представителю родственников погибших на пароме «Эстония» Райво Хеллерма даже кажется, что шведы как будто всегда на шаг впереди, они как будто все время чуть больше в курсе, чем эстонские коллеги. Сначала описанное выше замалчивание информации о повреждениях в корпусе судна, а затем внезапные сомнения в разумности заходить во время следующих предварительных исследований внутрь корпуса парома «Эстония» - с учетом могильного покоя.

А зачем вообще тогда надо было начинать новое расследование, если его важнейшая часть так и не будет реализована? Если уже решились выйти в море, то нужно выжать из этого расследования максимум. Тем более, что в нашем распоряжении есть все необходимое оборудование, а погружение может совершать работ, а не водолаз. И еще: мы так боимся нарушить могильный покой, но не было ли это место ранее проходным двором, учитывая второе открытие этой недели на «Эстонии»?

А именно, рампа, которая и при создании норвежского документального фильма 2019 года «„Эстония“ – находка, которая изменит все», и на видео официального погружения 1994 года была закрыта, теперь была найдена полностью оторванной. Сейчас она лежит на правом борту, частично опираясь на корпус судна. В соответствии с действующим до сих пор официальным отчетом, рампа визора была приоткрыта всего на метр. Ранее именно это обстоятельство указывалось в качестве причины, по которой нельзя зайти на автомобильную палубу.

Открытие ввело всех экспертов в замешательство. Как получилось, что рампа, которая 25 лет была в закрытом положении и прикреплена к судну, отвалилась непосредственно перед предварительным исследованием? А сама ли она рухнула или это стало результатом человеческой деятельности? Что теперь можно рассмотреть на автомобильной палубе, доступа к которой раньше не было? Служит ли отделение рампы подтверждением или опровержением официальной версии гибели судна?

Да, загадок больше, чем разгадок, но очевидно одно: расследование, начатое под руководством Эстонии спустя столько лет после трагедии, когда в возвращение к ней почти никто не верил, совершенно уникально. Это последняя надежда пролить свет на произошедшее, и сейчас у нас есть для этого все ресурсы: с нынешней суперсовременной техникой мы можем изучить каждый вызывающий подозрение сантиметр на пароме «Эстония» и прийти к окончательным выводам. Хочется верить, что это принесет хотя бы частичное облегчение и утешение родственникам погибших. За них больнее всего.

Комментарии (2)
Copy
Наверх