Cообщи

От редакции Третья волна: от пряников переходим к кнуту (10)

Copy
Вакцинация. Фото иллюстративное.
Вакцинация. Фото иллюстративное. Фото: Tairo Lutter

Уходящая неделя внесла коррективы в тактику борьбы с распространением корнавирусной инфекцией. Цифры новых зараженных подошли к отметке в 300, постепенно увеличивается количество госпитализированных. Это стало причиной для введения первых серьезных ограничений, объявления режима чрезвычайной ситуации в здравоохранении и принятия решения об оказании влияния на тех, кто не отзывается на призыв «Подставь плечо».

Кроме обязательных масок в общественном транспорте, которые все пассажиры должны были надеть еще на прошлой неделе, с понедельника вступило в силу ограничение количества посетителей развлекательно-познавательного сектора: без доказательства своей незаразности в данный момент в помещении могут находиться до 50 человек. Если посетителей больше, каждый должен предъявить справку о том, что вакцинировался, переболел или только что сдал отрицательный тест.

Пока рестораны и спа думают, как реорганизовать свою работу, цифры продолжают расти, но не за счет отдыхающих, а за счет трудовых коллективов. По данным Департамента здоровья, больший прирост сейчас дают коллеги, которые приходят на работу больными – иногда сами того не подозревая – и заражают окружающих.

На фоне того, что больницы получили указание разворачивать убранные было ковидные отделения, правительство приняло решение, которое в упрощенном виде можно назвать, как зеленый свет для увольнения тех, кто не хочет вакцинироваться и тестироваться. Чтобы подвести ситуацию под законную крышу, разработана схема. Все работодатели с 1999 года обязаны составлять анализ рисков на своем предприятии. Это касается не только заводов, но также газет, пароходов и прочих спортивных и культурных заведений - всех. В любой сфере деятельности есть свои риски, которые нужно предусмотреть, предупредить о них работника и потребовать от него исполнения мер, предотвращающих возникновение тяжелых последствий.

Именно сюда был включен коронавирус, а вместе с ним и другие биологические риски, в том числе, грипп, возможность распространения которого сейчас должны оценить все работодатели. Вирус передается от человека к человеку, поэтому если один работник встречается с другим и они находятся вместе больше 15 минут, возникает риск заражения. Что говорить о театрах, ресторанах, крупных производственных, творческих, развлекательных, спортивных и прочая коллективах? Безусловно, риск распространения велик, а значит, нужно принимать меры.

Четко определено, что лучшей защитой от вируса является вакцинация. Но пройти ее решили лишь около 60 процентов взрослого населения страны. Эти люди могут спокойно показать свою справку и удалиться на рабочее место. Еще какая-то часть может показать справку о том, что он переболел ковидом. Правда, эта справка действует всего шесть месяцев с момента получения положительного результата теста. Если ни того, ни другого нет, у человека можно потребовать принести справку о только что сданном тесте на коронавирус или предложить ему возможность сделать экспресс-тест на месте.

Есть и другие варианты: отправить человека работать в другом отделе или другом месте внутри фирмы, где он не будет общаться с коллегами и клиентами, но у многих ли фирм есть такая возможность? Можно заставить работника постоянно находиться в маске. Насколько это хорошо и удобно, могут попробовать те, кто готов носить маску на постоянной основе. Но и тут не все так радужно, поскольку тесты и маски стоят денег. Сейчас эти расходы покрывает работодатель и это очень затратно. Вспоминаются наши северо-восточные производственные гиганты, которые за последние два года потратили миллионы евро на то, чтобы тестировать и рассредоточивать своих работников. Сколько можно платить за нерешительность и принципиальность работника? Вакцинация снимает обязанность бесконечно платить и возвращает коллективы в нормальный ритм работы. То, что на VKG уже привиты 80 процентов работников, а Eesti Energia наступает на хвост рекордсменам, говорит о том, что на предприятиях царит хорошая дисциплина. И то, что не получается донести до половины населения страны через пряники, концерты и уговоры, в сильных коллективах решается просто: показатели тому свидетели.

Что разрешили делать с теми, кто не хочет, не решается или боится вакцинироваться, а заодно требует не подходить к нему с ватными палочками и пробирками? Увольнять! Отстранение от работы и увольнение по статье о неспособности выполнять свои рабочие обязанности.

Какая реакция? Двоякая. Есть негодование и даже призывы повторить вильнюсские события, где акция протеста противников коронавирусных мер переросла в жесткие столкновения с правоохранителями. Премьер-министр Кая Каллас рассказала, что сразу после этого общалась со своим литовским коллегой, который предупредил, что такое поведение литовцам не свойственно, были провокаторы, которые разогревали и толкали людей на жесткие проступки. Именно поэтому наши органы сейчас начнут присматривать за социальными сетями и СМИ, чтобы пресечь прямые призывы к неповиновению и насилию. Намекнули члены правительства и на то, что в Литве есть партия, которая выступает против ограничений и мер снижения распространения. Сразу вспомнились заявления конкретных эстонских парламентариев и лидера их партии, осуждающих любую ограничительную меру в борьбе с коронавирусом. Правда, эта партия вводила в стране чрезвычайное положение во время первой волны. Но, как говорится, сейчас не об этом.

Вторая реакция – молчание и настороженность. Русскоязычное население хорошо знает, что, например, в Москве этот сценарий уже проигран. Власти четко заявили: «Все, хватит. Или прививаетесь, или увольняетесь со дня из сфер культуры и развлечений. Отовсюду, где имеется пересечение с большим количеством людей». Негодование было, но очереди на вакцинацию резко и значительно выросли.

Насколько хорошо менять вчерашний пряник на сегодняшний кнут? Это – вопрос вопросов. Потому что выкручивать руки людям и давать, например, работодателям лазейку безболезненно под шумок избавляться от неугодных, мягко говоря, неправильно. Но сколько можно уговаривать тех, кто не дает вернуться к нормальной жизни, по той лишь причине, что в фейсбуке или тиктоке профессор Пупкин рассказал, что вакциной всех бабушек и дедушек лишают фертильности, запускают механизм перехода из человека в обезьяну, подчиняют ультра-коротким волнам и вообще, зарабатывают миллиарды в пользу Ротшильдов и Рокфеллеров.

Что нас ждет? Непростые времена, когда, с одной стороны, нужно будет попытаться защитить себя и своих близких от заражения, поскольку вирус утихомирится еще нескоро. С другой стороны, всем предстоит пережить период учебного и активного рабочего года. С третьей, без серьезных ограничений и хотя бы частичных локдаунов точно не обойдется, поэтому нужно будет снова находить пути решения тех или иных проблем: поход к врачу, посещение парикмахера, текущие и внеплановые покупки.

Чем дело кончится? Нашей победой! Это все равно не будет продолжаться вечно. Мы научимся жить с короной, как наши предки научились жить с гриппом. Мы решим вопрос с вакцинацией: так или иначе, но лучше бы без иначе. Жизнь вернется в привычное русло. И, дай бог, нам всем до этого дожить. И привитым, и непривитым. Всем вместе.

Наверх