Эстонские депутаты настолько независимы, что даже на запросы могут не отвечать. И имеют на это полное право, приводит «МК-Эстония» слова юриста Центра информации по правам человека Мстислава Русакова.
Депутаты Рийгикогу не обязаны общаться с избирателями и отвечать на запросы
Он объяснил, что запросы в государственные и муниципальные структуры бывают двух видов: информационный запрос (teabenõue) и ходатайство о разъяснениях (selgitustaotlus). В первом случае речь идет о предоставлении информации, поиск которой не требует больших временных затрат и поэтому учреждение обязано ответить на него в течение пяти рабочих дней. Во втором случае ответ на запрос требует определенной аналитической работы, и поэтому закон позволяет отвечать на него в течение месяца.
Закон об ответах на информационные запросы и на ходатайства о получении разъяснений прямо предусматривает, что их адресатами не являются члены Рийгикогу и собраний местных самоуправлений.
Адресатом, по смыслу этого закона, является учреждение, орган, чиновник, работник или член коллегиального органа государственной власти или местного самоуправления либо иного публично-правового юридического лица. Также ими являются некоммерческие объединения, целевые фонды, предприниматели - физические лица и коммерческие товарищества по части информации, которая касается использования средств, выделенных из государственного бюджета или бюджета местного самоуправления.
«Таким образом, от сложных запросов депутаты себя освободили, - говорит Русаков. - Посмотрим, как обстоят дела с более простыми».
Юрист обращает внимание на то, что в Законе о публичной информации депутаты также не включены в перечень владельцев информации. Владельцами публичной информации по закону являются:
1) государственные и муниципальные учреждения;
2) публично-правовые юридические лица;
3) частноправовые юридические лица и физические лица, если они выполняют на основании закона, административно-распорядительного акта или договора публичные обязанности, в том числе оказывают услуги в области образования, здравоохранения, социальные или иные публичные услуги, - в части информации, касающейся выполнения названных обязанностей.
«То есть и здесь все в порядке, и у депутатов есть право не отвечать на запросы. Впрочем, право – это не обязанность. Поэтому если депутату будет угодно, то он может и ответить на ваш запрос, но только по доброте своей душевной. Требовать от него ответа у вас права нет», - заключает Мстислав Русаков.