Министр: договариваться напрямую с Россией очень трудно (17)

  • Конкретики по компенсациям роста цен пока нет
  • Акцизы на электричество и газ не повысятся
  • Перебоев с подачей электричества не будет
  • С зеленой энергетикой не нужно спешки

В стране начинается паника из-за резкого роста цен на электричество и газ. Где искать защиту от бешеных цен? Что делать потребителям?

На вопросы Rus.Postimees ответил в прямом эфире министр экономики Таави Аас.

Выдержки из беседы:

– В стране начинается паника из-за резкого роста цен на электричество и газ. Что делать потребителям? Запасаться свечами и дровами?

– Мы все потребители, в том числе я и мои близкие. Не секрет, что у потребителя очень мало пространства для маневра. Лично я как потребитель начинаю думать о том, чтобы лишний раз не включать свет и т.д.

– Советуете начинать экономить?

– Да! Но, разумеется, этого мало. Что может предпринять государство? Тут есть возможность начать выплачивать потребителям компенсацию. В Рийгикогу предстоит обсуждение госбюджета следующего года, в рамках которого будет рассматриваться и вопрос выплаты компенсаций. Фракция Центристской партии на этом настаивает.

– Ваша фракция декларирует, что форсирование зеленого поворота не должно происходить за счет рядовых потребителей и сокращения их доходов. При этом счета мы уже начали получать, а бюджет только будут обсуждать. И большой вопрос – кому и как будут выплачивать компенсации?

– Это и надо будет обсуждать в парламенте. Конкретного ответа на сегодня нет.

Что касается счетов за отопление, то ситуация не настолько плоха, как кажется.

Труднее всего придется потребителям газового отопления. К счастью, 60% Эстонии отапливается за счет щепы.

Большая удача, что мы смогли перейти на местное топливо. Это пошло на пользу.

Во-вторых, когда в 2019 году обсуждался вопрос закрытия энергоблоков в Ида-Вирумаа из-за падения цен на электричество и в связи с неблагоприятной ситуацией вокруг квот СО2, мы все приняли решение сохранить резервы в 1000 мегаватт.

– Нужно ли сохранять резервные мощности – сланцевые базы – и после 23 года?

– Они останутся в резерве до тех пор, пока не появится реальной альтернативной системе. Сейчас эти станции работают на 100%.

– О возвращении специалистов и увеличении мощностей речи не идет?

– Об увеличении речи не идет. К счастью, все имеющиеся станции у нас работают.

– Реально ли договариваться о скидках на газ и электричество с соседом?

– В России тоже умеют считать деньги. Если оставить в стороне политическую составляющую, то, очевидно, что цены на газ выросли не только в Эстонии. Это глобальная проблема. Газ и уголь дорожают по всему миру.

Когда я отправил в Брюссель письмо с просьбой рассмотреть в кратчайший срок цены на СО2, мы были в этом вопросе первыми. Сейчас уже мои коллеги из Латвии и Литвы согласны с необходимостью менять систему.

– Запросы в Брюссель – это другое. А можем ли мы напрямую договариваться о скидках с Россией? Насколько мы самостоятельны в этом вопросе?

– Повторю, что цены на газ выросли везде, в том числе и в Германии. Европу снабжает газом Россия и частично Норвегия, где тоже выросли цены.

Наши соседи умеют считать деньги, зарабатывая на дефиците газа в Европе.

– В обход общих договоренностей ЕС невозможно что-либо получить напрямую?

– А почему они нам должны продавать по льготной цене?

– Почему бы нам в данном вопросе не пойти по пути Венгрии, Болгарии и Хорватии, которые добились-таки скидок? Тем более, что чисто технически Эстония могла бы получать электричество и газ напрямую. Не так ли?

– Да, технически это возможно. Например, торговля российским электричеством идет через Латвию. Но этого не хватает.

– В порядке двусторонних переговоров с Россией ничего изменить невозможно?

– Думаю, что это было бы очень трудно.

– Может ли ситуация с ценами на энергоносители стать еще хуже?

– Это хороший вопрос. Сейчас почти невозможно предсказать, как будет развиваться ситуация. Очевидно, что с приближением зимы потребление энергии будет расти. Дефицит угля и газа никуда не денется. Думаю, что до весны цены сильно не снизятся.

– Эксперт Райво Варе отметил в этой студии, что надежда только на то, что зима будет теплой и ветреной. Нам действительно больше не на что надеяться?

– Конечно, это поможет. Однако, при этом важно работать в направлении Брюсселя и изменить за это время систему квот, поскольку это отразится на конечной цене электричества.

– Не слишком ли дорогой оказалась цена за зеленый курс?

– В росте цен виноват не только зеленый курс. Но именно от него зависят цены на СО2 (которые слишком дорого обходятся при работе сланцевых станций на полную мощностьприм.ред.). В политике квот нужны изменения. И этим мы занимаемся.

– По силе ли Эстонии добиться изменений?

– Здесь мы не одни. С нами страны Балтии. И уже проснулись французы и испанцы.

– Пока все обстоятельства говорят против адекватных цен на электричество и газ. А схемы компенсаций потребителю еще нет. Кто-то хотя бы начал ее разрабатывать?

– Варианты компенсаций будут найдены во время обсуждения бюджета в парламенте. Минфин и Министерство окружающей среды над этим уже работают.

– Может ли так получиться, что в конечном итоге на компенсации смогут рассчитывать только малоимущие?

– Вариантов – несколько. О деталях говорить пока рано.

– Решен ли вопрос о замораживании акцизов на электричество и газ?

– Это уже сделано. Наши партнеры по коалиции настаивали на том, чтобы замороженные во время пандемии акцизы вернулись на прежний уровень. Но этого не произойдет.

Соглашение о замораживании акцизов на электричество и газ уже достигнуто.

– Обсуждается ли отмена налога на возобновляемую энергию?

– Это одна из возможностей компенсации роста цен, но пока об этом говорить рано.

– Есть ли гарантии, что средство от бешеных цен и возможных перебоев с поставками электричества будет найдена?

– Мы можем гарантировать отсутствие перебоев. Для этого есть резервы. Что касается защиты от роста цен, то какая-то система компенсаций в конечном итоге все же будет разработана.

– На что надеяться предприятиям? Сейчас они с замиранием сердца ждут счетов за электричество, а потом к ним добавятся счета за отопление…

– К счастью, многие предприятия отапливаются щепой. Так что резкого скачка цен на отопление не будет. Ситуация с ростом счетов за электричество сложнее.

Последствия удорожания электричества сгладятся за счет замораживания акцизов. Придумать систему компенсаций для предприятий будет очень сложно.

Однако, вопрос об этом тоже поставлен.

– Исключаете ли вы банкротства предприятий и культурных учреждений, которым нечем будет платить по возросшим счетам?

– Надеюсь на лучшее, но гарантий не даю.

– Какие уроки Эстония вынесла из сложившейся ситуации с ценами на энергоносители?

– Первый урок: решение от 2019 года (принятое коалицией центристов и EKREприм. ред.) о сохранении резервов на основе сланцевых станций было правильным. Второй урок: переход на зеленую энергетику потребует немало времени. В этом вопросе не нужно спешки. Не стоит бежать впереди паровоза, лучше сто раз подумать.

Подробнее в повторе!

Студия Postimees: где искать защиты от бешеных цен? / Одежда ведущей: Tallinna Kaubamaja/ Riani
Студия Postimees: где искать защиты от бешеных цен? / Одежда ведущей: Tallinna Kaubamaja/ Riani Фото: ERIK PROZES/Postimees
  • Парламентская фракция центристов декларирует, что форсирование зеленого поворота не должно происходить за счет рядового потребителя и сокращения доходов людей. Что готово предпринять министерство экономики?
  • Как будут компенсироваться потребителям и предприятиям последствия роста цен? Что станет защитой от взрывного роста цен и возможных перебоев с поставками электричества?
  • Эксперт Райво отметил в студии Postimees, что надежда только на то, что зима будет теплой и ветреной. Нам действительно больше не на что надеяться?
  • С какими предложениями министерство готово выходить на переговоры с ЕС по климатическому пакету? 
  • Реально ли договариваться о скидках на газ и электричество с соседом? 
  • Может ли ситуация с ценами на энергоносители стать еще хуже?
  • Вынесен ли на повестку дня вопрос о заморозке акцизов и отмене налога на возобновляемую энергию?
  • Нужно ли сохранять резервные сланцевые базы и после 23 года?

Одежда ведущей: Tallinna Kaubamaja/ Riani 

Наверх