– При этом концерн ABB сокращает более 200 человек. И эксперты говорят, что это только цветочки…
– Тут следует посмотреть, какие рабочие места сокращаются. Речь идет не о промышленности. Концерн сокращает места в бэк-офисе (подразделение, которое выполняет второстепенные бизнес-функции – прим. ред.).
– Не спровоцирует ли рост цен на энергоносители волну сокращений, банкротств и, возможно, даже бегство бизнеса?
– Сокращений сейчас очень мало. Предпринимателям приходится сталкиваться с нехваткой квалифицированной рабочей силы с опытом работы. И это большая проблема.
– Эта проблема решается за счет украинцев и других иностранных специалистов…
– Так и есть. Скоро в парламент поступит соответствующий законопроект, который упростит ввоз квалифицированной рабочей силы.
– Насколько долговременна нестабильность на биржах? И к каким последствиям это может привести?
– В кратковременной перспективе нестабильность еще будет наблюдаться. По прошествии определенного времени можно будет оценить последствия. Каково будет влияние в долгосрочной перспективе – зависит от дальнейшего развития конфликта между Россией и Украиной. В случае затяжного конфликта нельзя исключать долговременного влияния и на биржах.
– Инфляция бьет рекорды. Что может Эстония с этим поделать? Или проблема усугубится?
– Эстонии очень трудно оказывать влияние на инфляцию. Банк Эстонии – часть европейской системы. Если Центробанк Европы повысит процентную ставку, это позволит сдержать инфляцию.
– Но при этом подорожают кредиты для предприятий. Бизнесу станет сложнее..
– Это палка о двух концах. Однако инфляция уже достигла очень высокого уровня. Согласно прогнозу Банка Эстонии, во втором полугодии она начнет снижаться. Нам необходимо инвестировать в технологии, конкурентоспособность, солнечные панели и ветроэнергию.