Понятно также, что преодоление оккупации Эстонии Третьим рейхом (со всеми его преступлениями против человечности) без антифашистов (например, героя французского сопротивления Бориса Вильде ), в том числе и «красных», а также в первую очередь Советской армии - было невозможно.
В Европе давно известно, что, несмотря на преступления сталинского режима, предпосылкой большинства европейских независимостей – например, французской (а почему и не эстонской?), была борьба Советской армии против гитлеровских армий и нацистского режима.
Нельзя не вспомнить также, что французы, входившие в состав Советской Армии (в частности, известный летный полк Нормандия-Неман), рассматриваются во Франции как борцы за ее независимость.
Почему тогда из «борцов за свободу и независимость Эстонии» (как это было высказано и в ходе полемики по резолюции исключаются, например, участники эстонского стрелкового корпуса?
Итоги. Какая резолюция по «борцам за независимость Эстонии» была бы нужна?
Резолюцию Рийгикогу 14.02.12 следует рассматривать как половинчатую, содержащую черты идеологии эстонского консерватизма, которых не заметили (или не захотели заметить) эстонские социал-демократы, поддержавшие, как и ряд «правых» центристов, данную резолюцию вместе с правыми партиями – IRL и реформистами.
Принятая резолюция (как и достаточно острое противостояние ее исамалийтовским трактовкам в среде эстонских политиков) констатирует начало провала прежней лааровской концепции «борцов за свободу» и соответствующей историографии. Но этот провал еще не окончателен.
Левые и центристские силы должны добиваться более ясного осуждения теории борцов за свободу Эстонии в мундирах Третьего Рейха, а также реабилитации роли в борьбе за независимость многих европейских стран - а значит, и Эстонии - левых антифашистов, Советской Армии и участников Эстонского стрелкового корпуса.