– У Александра Новака вообще рост в мае – на 200-300 баррелей в сутки. Правда, он же сказал, что в апреле было падение на 1 миллион баррелей.
– А давайте посмотрим, что будет дальше. С 15 мая добыча резко будет сокращаться, потому что больше нет никакой нефти, которая реализуется через эти международные трейдерские компании. Выигрывает «Лукойл», у которого своя трейдерская компания ЛИТАСКО. Хотя ходят слухи, что итальянцы на Сицилии хотят отобрать у «Лукойла» их нефтеперерабатывающее предприятие. Посмотрим. Но, по всем признакам, до конца года я ожидаю сокращение российского экспорта как минимум на 3 миллиона баррелей в сутки, а это почти 150 миллионов тонн в год. В 2021 году вся добыча России составляла 524 миллионов тонн. И, если убрать 150 миллионов тонн, то ни о каких успехах, конечно, говорить не приходится.
И все это связано с выступлением российского президента Путина, который сказал, что отказ от российской нефти и газа для Запада – это «аутодафе».
«Очевидно, что вместе с российскими энергоресурсами в другие регионы мира из Европы уйдет и возможность повышения экономической активности. Такое экономическое аутодафе, самоубийство, – это, конечно же, внутреннее дело европейских стран. Мы же должны действовать прагматично, исходить прежде всего из собственных экономических интересов», – заявил Путин 17 мая на совещании по развитию нефтяной отрасли РФ.
Аутодафе – это несколько иное явление в истории. Это все-таки кого-то сжигают, а не про самоубийство. Но у Путина ведь советником работает Владимир Мединский, поэтому можно не удивляться. Понятно, какие он ему исторические реалии нарисует. Здесь стоит отметить, что только что был опубликован очередной отчет Оксфордского института энергетических исследований. И там разобрали, что будет со спросом и предложением на нефть дальше. Все факторы учли, чтобы понять, что дальше может быть с ценами. У них самый экстремальный сценарий роста цен на нефть – 133 доллара за баррель марки Brent. И то к концу 2023 года. А вообще-то, если будет полное эмбарго на российскую нефть, то его не очень заметит мир. Нету дефицита.