На дворе 1919 год. Молодая Эстонская Республика уже некоторое время успешно воюет с Красной армий и - несмотря на отступление осенью-зимой 1918 года - к весне 19-го года выходит на свои национальные границы и даже заходит на территории Латвии и России, чтобы вести боевые действия за пределами своей страны.
Коварное предательство немецких баронов
А вот дела у южного соседа шли не очень успешно. Национальное правительство Латвии не пользовалось сильной поддержкой местного населения, и многие бойцы национальных полков отступили с Красной армией в Россию. Ситуация на фронте была катастрофическая - Красная армия захватила Ригу и Елгаву, и поэтому у правительства во главе с Карлисом Ульманисом не оставалось иного выбора, кроме как обратится за поддержкой к Ландесверу - военному формированию, состоящему преимущественно из балтийских немцев.
Несмотря на формальные соглашения о том, что Ландесвер должен был помогать латвийскому правительству, на самом деле он имел цель создать на территории Латвии и Эстонии Балтийское герцогство. После отвоевания у Красной армии Елгавы и Тукумса, отношения между правительством Ульманиса и Ландесвером окончательно испортились, и последний совершил государственный переворот, посадив в правительство лояльного немцам Андриевса Ниедра. Карл Ульманис в свою очередь обратился за помощью к западным союзникам и Эстонии.
Ландесвер взял Ригу, а с севера наступала Эстонская армия. Из-за риска попасть в окружение Красная Армия спешно покинула территорию центральной Латвии, но пушки на этом не замолчали. Несмотря на приказ немецкого правительства - не переходить реку Юглас - Ландесвер начал наступление на север Латвии. После неудачных переговор с эстонцами немцы пошли в атаку и без особых усилий взяли город Цесис. Контратака эстонской армии не удалась, и по предложению Антанты начались мирные переговоры. Эстонцам предложили покинуть территорию Латвии, а немцам - прекратить наступление и отвести войска на линию, предложенную эстонцами. Тем не менее, стороны не сумели договориться, а немцы мобилизовали в этом районе дополнительные силы в виде прибывшей из Германии «Железной дивизии».