Кылварт: надеюсь, признать, что выбора нет даже в частной школе, правительство не решится

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Михаил Кылварт
Михаил Кылварт Фото: Toomas Huik

Сегодня на заседании Таллиннской городской управы было принято решение о создании целевого учреждения Таллиннский русский лицей. Это решение согласился прокомментировать для DzD.ee вице-мэр столицы по вопросам образования Михаил Кылварт.

- Когда будет открыт лицей?

Пока мы говорим лишь о создании Целевого учреждения Таллиннский русский лицей, который станет первым шагом к созданию муниципальной частной школы в Таллинне. Сначала было необходимо учредить юридическое лицо. Следующим нашим шагом станет подача ходатайства об открытии частной школы Министерству образования. Лицензия выдается на основании четких критериев, и мы сделаем все, чтобы их соблюсти, понимая, что министерство будет рассматривать наше ходатайство с двойным усердием. Юридически министерство не может нам запретить.

- Однако ничто не мешает парламенту внести поправки в закон…

- Безусловно, но, насколько мне известно, в ближайшие годы менять закон о частной школе не планируется.

- Что будет представлять собой лицей и будет ли чем-то отличаться его программа? Какое количество предметов будет вестись в нем на русском языке?

- Мы не собираемся открывать какую-то новую школу, его базой послужит Линнамяэский русский лицей. Было принято решение сотрудничать в первую очередь с ним, поскольку именно там администрация и попечительский совет занимали наиболее решительную позицию на протяжении долгих лет. В этой школе не просто ведется обучение на русском языке, но и происходит погружение в русскую культуру. Сейчас речь идет и об использовании их опыта, и о том, чтобы сохранить школу вопреки желанию правительства. Главное - уйти от принудиловки 60 на 40. Количество предметов на том или ином языке – русском, эстонском, английском - будет определяться, исходя из решения педсостава и пожеланий родителей.

- Муниципальный русский лицей изначально ставит себе целью сохранение лучшей русской школы города?

- Это одна из наших целей, а впоследствии мы используем этот опыт при работе с другими гимназиями, которые выберут для себя подобный путь. Будем считать, что это наш пилотный проект. Мы получаем лицензию и даем школе возможность работать в том режиме, который она считает для себя необходимым.

- Будет ли обучение в муниципальном русском лицее платным?

- В уставе целевого учреждения четко прописано, что его цель состоит в предоставлении бесплатного среднего образования.

- За счет чего все это будет финансироваться?

- Частные и муниципальные школы по закону финансируются на одинаковых основаниях. Язык обучения определяет содержатель школы – целевое учреждение, основателем которого является город Таллинн. Посягнуть на язык обучения в частной школе – значит нарушить фундаментальные права, признать, что выбора нет даже в частных школах – на этот шаг, я надеюсь, не решится даже наше нынешнее правительство, хотя оно и привыкло действовать, как каток.

- Кто сможет поступить в лицей и каким будет порядок приема? Есть ли ограничения по месту жительства?

- Порядок приема останется прежним. Принимать будут по району, кроме того, останется общегородской класс. Он и сейчас уже популярен: конкурс в нем составляет три человека на место. В том, что люди захотят отдать туда своих детей, сомнений нет.

- Что вы будете делать, если наплыв желающих в лицей окажется слишком большим? Откроете еще один общегородской класс?

- На следующий учебный год комплектация уже закончена. Желающих действительно было много, а в дальнейшем мы будем исходить из того, получим ли мы лицензию, и других условий. Загвоздка именно в лицензии, которую нам постараются не дать. Тут у нас нет иллюзий. Но мы готовы идти до конца, обжаловать решения правительства в суде. А пока окончательное решение не принято, мы не собираемся бросать на амбразуру учеников, учителей и родителей. Пока юридический статус лицея остается прежним, Линнамяэский русский лицей будет функционировать в его нынешнем виде.

 Если же мы так и не получим лицензию, у нас есть другая схема поддержки качества образования на русском языке. Мы введем дополнительные предметы на русском языке, причем они могут быть как дублирующими те, которые по закону читаются на эстонском, так и дополнительными. Выбор дополнительных предметов будет зависеть только от потребностей школы. Этот проект может работать во многих гимназиях, он не требует отдельной лицензии, новые предметы на русском языке просто введут в учебный план как факультативы.

- Не увеличит ли это сверх меры нагрузку на русских школьников?

- Повышенная нагрузка у них будет и в эстонских школах. Она в хороших школах и так высокая. Более того, практически при каждой сильной эстонской гимназии существует свое НКО, которое финансирует введение дополнительных предметов за счет родителей. Естественно, вводить дополнительные предметы будут исключительно на добровольной основе.

- Придется ли это финансировать родителям или город возьмет на себя такую ответственность?

- У нас существует фонд «Гражданский мир», который сможет выделить финансирование для этого проекта. Эта практика существовала в городе и раньше, но до сих пор это было хаотично, а теперь мы собираемся делать это системно. Т.е. с нового учебного года либо мы получим лицензию, и у нас откроется муниципальный русский лицей, либо мы введем систему факультативов на русском языке.

- Фонд «Гражданский мир» тоже откуда-то должен пополняться. Муниципальные бюджеты постоянно сокращаются, а таллиннская горуправа собирается и сделать бесплатным общественный транспорт, и финансировать русскую школу. Следует ли ждать, что это будет компенсироваться за счет повышения городских налогов, например, на автомобили?

- Есть сложившаяся сумма финансирования фонда. Нам нужно будет лишь пересмотреть статьи расходов «Гражданского мира», перераспределить приоритеты. Что касается транспорта, это не в моей компетенции, но во всяком случае повышения налогов в связи с финансированием русского образования я не ожидаю.

Наверх