- Приятно ли было получить вирумааскую литературную премию? Довольны ли вы реакцией читающей публики на книгу?
- Получить премию – это здорово. Вчера случилась интересная вещь, прислали письмо из Министерства юстиции с просьбой подписать экземпляр «Sillamäe passioon», который собирались подарить судье, только что получившему должность в Ида-Вирумаа. Прочтет ли он книгу, станет ли лучше понимать этот регион, где ему предстоит вершить правосудие? Не знаю.
В связи со «Страстями» в моей жизни в последнее время произошло много неожиданного. Это моя седьмая книга. Ни одно из предыдущих произведений, если не считать "Mõtteline Eesti", которая тоже вызвала массу эмоций, не приводило к тому, что люди просто подходят к тебе на улице, в трамвае, и рассказывают, как им понравилось, насколько точно совпадает написанное с их собственными мыслями.
В «Страстях» я в числе прочего весьма критичен по отношению к политике памяти, проводимой в Эстонской Республике. Мне не нравится, как у нас решается и т.н. национальный вопрос. Приятно узнать, что многие соотечественники разделяют мою позицию.
- В чем главная причина вашего столь негативного отношения к детству, проведенному в Силламяэ?
- Я не согласен с тем, что все было насквозь негативным. Были и положительные моменты, но по большому счету да, мне не нравилось мое детство. Сегодня, будучи взрослым человеком, нахожу простое объяснение – я был астматиком, эту болезнь в то время не диагностировали и не лечили, поэтому относились ко мне как к здоровому, что гарантировало те же физические нагрузки в школе, что и у остальных, выполнение норм ГТО и все прочее, что я описал в «Страстях по Силламяэ» в главе «Астма».