На неформальной встрече министров иностранных дел ЕС в Праге Урмас Рейнсалу («Отечество») сегодня отстаивает точку зрения стран Балтии и Северной Европы в вопросе о выдаче шенгенских виз гражданам РФ. Главный редактор изданий Postimees на русском языке Сергей Метлев поговорил с министром на эту и другие актуальные темы неделей ранее.
– Ваша предшественница, министр Эва-Мария Лийметс (Центристская партия), постоянно подвергалась критике за то, что недостаточно активно представляла интересы Эстонии. Поговаривали, что ее стиль руководства якобы вызывал эмоциональное напряжение в министерстве. В каком состоянии вы приняли министерство?
– В очень хорошем психологическом состоянии, для кризисного периода. Наверное, не все критики Лийметс так же отважно вели бы себя утром 24 февраля, когда она попала в Киеве под российскую ракетную атаку. При этом она сохраняла спокойствие, вела себя сдержанно, была уверена в себе, давала интервью, общалась с коллегами. Я считаю, что она хорошо со всем справилась.
– Насколько сейчас сильна и убедительна эстонская дипломатия? Эстония стала одним из инициаторов идеи закрыть границы для российских туристов. Крупные государства вроде Германии говорят, что это плохая идея, и они за ней не последуют.
– Геноцид в Европе XX века – вот плохая идея. А предложения, которые выдвинула Эстония, исходят из той логики, что самым разумным, моральным и рациональным будет оказать давление на агрессора, от которого зависит завершение войны. Для этого нужно поднять цену агрессии.
Цену агрессии можно поднять разными способами. Один из них – это усиление санкций. Санкции тоже выполняют разные цели. Карательные санкции вводятся, чтобы в будущем подобных действий не совершалось. Этого уровня мы еще не достигли. Следовательно, санкции своей цели не выполнили. А война идет уже шесть месяцев.