На вопросы Rus.Postimees ответили в прямом эфире гендиректор Трудовой инспекции Меэли Мийдла-Ванаталу и ее коллеги из Украины: юрист-консультант Андрей Рыбас и специалист по коммуникациям Мирослава Кононенко.
– Весной инспекция принимала сотни звонков от обманутых украинских работников. Изменилась ли ситуация к осени?
Ванаталу: – Звонки поступают до сих пор, проблемы по-прежнему возникают. Трудовые отношения – это сложная сфера и люди не всегда знают свои права и обязанности.
Рыбас: – Самые распространенные проблемы, с которыми обращаются украинцы в Трудовую инспекцию, – это невыплаченная зарплата, скрытые трудовые отношения, непредоставление оплачиваемого отпуска и другие вопросы, связанные с трудовыми договорами.
– То есть, по-прежнему находятся работодатели, которые пытаются нажиться на неосведомленности беженцев?
Рыбас: – Да, это актуально. Однако не стоит все списывать на недобросовестных работодателей. Иногда бывает, что стороны просто не понимают сути трудовых отношений. Не все работодатели юридически подкованы, и иногда в их действиях нет злого умысла. Бывает и так, что и сам работник не очень-то понимает, о чем он договорился.
Кононенко: – Многие украинцы даже не понимают, что такое трудовой договор.
– Они что, никогда не сталкивались с этим на рынке труда Украины, никогда не заключали трудовые договоры?
Кононенко: – У нас просто это как-то по-другому работает. Почему-то большинство из прибывших к нам к этому не привыкли, хотя и в Украине вроде бы работали официально. Еще одна проблема – так называемые бесплатные вакансии в объявлениях о работе. Не каждый эстонец поймет, что это такое. В Украине это означает, что не надо давать деньги за то, что тебе предложат работу. А в Эстонии на поверку часто выходит, что и завода такого нет, и никого никуда не нанимают.