На вопросы Rus.Postimees ответил руководитель Института внутренней безопасности Эстонской академии безопасности Эркки Коорт:
– Из нашего расследования очевидно, что дипломат был слишком активен в общении. Неужели разведчик может быть настолько непрофессионален, что даже у обычного человека возникли подозрения?
– На самом деле, это нормально. Во-первых, российские шпионы, как правило, агрессивно себя ведут в своей разведывательной деятельности. Во-вторых, нужно иметь в виду, что у молодого шпиона нередко возникает желание сделать что-то большое или завербовать кого-то важного, поэтому он вполне может быть не слишком осторожен. В любом случае, такие сигналы от людей о странном поведении дипломатов чрезвычайно важны и приветствуются.
– Что сегодня может интересовать россиян?
– В связи с войной самое интересное для россиян сейчас – это развитие Сил обороны Эстонии, и каковы силы союзников в Эстонии. Безусловно, им всегда важно и то, как работает и что именно знает контрразведка, то есть КаПо. В условиях санкций заинтересованность России в краже технологий значительно выросла. Россиянам сейчас нужны и технологии, помощь с ними, и просто конкретные устройства. Когда что-то важное становится недоступно из-за санкций, то перед разведкой обычно ставится задача просто украсть это. Учитывая, что весной у нас выборы, то российскую разведку, безусловно, очень интересует, как обстоят дела на политическом ландшафте и какие будут расклады после выборов. Я думаю, что они пытаются приблизиться ко всем политическим партиям, которые, по их мнению, могут быть полезны.
– Как должно действовать государство, получая сигнал о возможной разведывательной деятельности?
– Органы МВД могут аннулировать вид на жительство иностранца, но МВД не может самостоятельно выслать дипломата. Деятельность такого дипломата проверяет полиция безопасности. Если выяснится, что основания для высылки есть, и ситуация серьезная, они передадут информацию в Министерство иностранных дел, а Министерство иностранных дел примет решение.
На запрос Rus.Postimees о том, как государство должно поступить с сотрудником посольства Артемом Ханеевым, МИД Эстонии ответил уклончиво: «Все дипломаты обязаны в своей работе исходить из Венской конвенции о дипломатических отношениях. Если подтвердится, что поведение дипломата не соответствовало конвенции, то Министерство иностранных дел примет соответствующие шаги».
Конвенция, на которую ссылается МИД, налагает на дипломатов обязательства соблюдать законодательство страны пребывания и не вмешиваться в ее внутренние дела.
Статья 9 Венской конвенции позволяет принимающему государству в любой момент без объяснения причин объявить сотрудника дипломатического представительства персоной non grata, то есть нежелательным на своей территории лицом.