Российская полиция потратит два миллиона на фальшивые бомбы для закладки в общественных местах

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Редактор: Dzd.ee
Copy
Фото статьи
Фото: SCANPIX

Министерство внутренних дел РФ закупает партию муляжей взрывных устройств, чтобы, оставляя их в общественных местах, проверять бдительность граждан и скорость реагирования сотрудников полиции. Кроме того, муляжи будут использоваться для обучения саперов-взрывотехников, пишет Newsru.com.

Конкурс на закупку фальшивых бомб общей стоимостью около 2 млн рублей был объявлен в прошлом месяце, рассказал газете "Известия" источник в МВД. Согласно техническому заданию к закупке, внешне муляж должен представлять собой типичную копию "адской машинки" - пластиковую коробку с часовым механизмом и проводами.

Антитеррористические учения с использованием фальшивых бомб для проверки готовности граждан и полиции к предупреждению возможных терактов уже давно стали обычной практикой. Причем пока полицейским приходится изготавливать муляжи самостоятельно из подручных материалов. Устройство подозрительного вида с торчащими проводами оставляют в местах наибольшего скопления людей - в торговых центрах, возле учебных заведений, на вокзалах - и следят, как быстро и каким образом граждане и полиция отреагируют на источник опасности.

В частности, спецслужбы провели серию подобных антитеррористических учений весной прошлого года - после теракта в аэропорту Домодедово 24 января 2011 года, унесшего жизни 36 человек.

По словам советника председателя Национального антитеррористического комитета (НАК) Андрея Пржездомского, прежде всего такие учения призваны проверить не бдительность рядовых граждан, а службы, которые обязаны следить за порядком: ЧОПы, линейные отделения внутренних дел в метро и на вокзалах.

По итогам учений наблюдатели НАК оценивают действия спецслужб и могут вынести им предписание. К примеру, такие меры были приняты после недавних проверок в Оренбурге, где местная полиция "заминировала" два вещевых рынка. Несмотря на то, что муляжи лежали на видном месте, в течение 40 минут на них никто не обращал никакого внимания, включая сотрудников ЧОП.

Официально такие проверки не приветствуются - есть риск создать панику

Хотя режим и периодичность таких проверок документально не регламентированы, их проводят постоянно, заявил "Известиям" заместитель начальника Департамента охраны общественного порядка МВД Леонид Веденов. Подобные учения особенно необходимы в городах-миллионниках, причем не только из-за терроризма: в криминальном мире нередко сводят счеты друг с другом используя взрывчатку, подчеркнул он.

В то же время в МВД признают, что негласные проверки не приветствуются руководством ведомства, так как всегда существует риск, что по поднятой бдительными гражданами или полицейскими ложной тревоге люди в толпе нанесут друг другу увечья, стараясь быстрее покинуть опасное место.

Напомним, что самым скандальным случаем антитеррористических учений стал инцидент с закладкой спецслужбами мешков с сахаром под видом гексогена в Рязани в сентябре 1999 года. Как позже заявили в ФСБ, целью учений была проверка готовности местных администраций и правоохранительных органов к совершению терактов. В связи с обстановкой повышенной секретности вокруг этой спецоперации пошли слухи о подготовке к реальному теракту силами ФСБ.

Сообщение о подозрительных людях, которые вносили мешки в подвал многоэтажного дома, в ОВД поступило 22 сентября 1999 года от местного жителя Алексея Картофельникова. Прибывший по вызову наряд милиции обнаружил в подвале дома три мешка с сыпучим веществом белого цвета и устройство, похожее на бомбу.

Некоторые СМИ написали о предотвращении масштабного теракта. Однако 24 сентября 1999 года тогдашний директор ФСБ России Николай Патрушев в ходе телевизионного выступления заявил, что закладка не содержала взрывчатых веществ, а представляла собой имитатор взрывного устройства, использованного в ходе проводимого органами безопасности антитеррористических учений.

Из сообщения Патрушева следовало, что учения были организованы сразу после двух крупных терактов в столице. 8 сентября 1999 года в результате взрыва заложенного в подвале гексогена рухнула девятиэтажка на улице Гурьянова, в результате погибли 100 человек, 690 пострадали. 13 сентября взрыв прогремел в восьмиэтажном доме на Каширском шоссе - тогда 124 человека погибли, 7 получили ранения.

Наверх