Cообщи

Грядут плохие времена: готовят новый закон о квартирных товариществах

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Владимир Вайнгорт
Владимир Вайнгорт Фото: «МК-Эстония»

Благими намерениями выложена дорога известно куда. Это один в один относится к предпринимаемым сейчас по инициативе некоторых депутатов парламента изменениям в Законе о квартирных товариществах, пишет Владимир Вайнгорт в "МК-Эстонии".

В нашей богоспасаемой стране есть одна бесспорная общественная ценность, заимствованная из основ европейского либерализма, - право призвано защитить индивида и не допускать диктата большинства. Реализуется этот принцип неравномерно. К сожалению, он вообще не применяется в наших межэтнических отношениях. Но в социально-экономической сфере чаще всего принцип присутствовал, благодаря чему (ценой немалых усилий) все-таки отдельному человеку удается в Государственном суде (реже в нижележащих судебных присутствиях) противостоять экономическому и психологическому давлению большинства, объединившегося в КТ.

Невыносимо, когда насильно

Неизвестные в Европе в таких, как у нас, объемах террариумы идеальных собственников (иначе говоря, КТ) более-менее приемлемы для жизни в многоквартирных домах, построенных недавно (поскольку приобретали квартиры в них представители т. н. «среднего класса»). Но в домах, заселенных еще при историческом материализме, идут нешуточные перманентные войны, поскольку по многим основным жизненным ценностям и финансовым возможностям между его жителями дистанция огромного размера. Войны ведутся безжалостно, на полное уничтожение.

Фронтов боевых действий несколько.На первом месте бои между владельцами автомобилей и «безлошадными» собственниками квартир.

Одни навязывают товариществу расходы на фортификационные сооружения, окружающие дворы, с электронными секретными устройствами ворот, не говоря о дорогостоящих стоянках. «Безлошадным» обитателям дома все это лишнее. Но первых зачастую больше, и ради своих машин они готовы дойти до высокой степени насилия.

Не меньше азарта проявляют бывшие технические интеллигенты в стремлении отразить свое возросшее благосостояние во внешнем облике дома, лестничных клеток и всех других «идеальных долей», нагибая и грубо насилуя других бывших интеллигентов, относящихся сейчас к 20% населения, живущего на грани нищеты.

Защитники насильников

Защищаться от товарищеского насилия сегодня все-таки удается в судах благодаря невнятности Закона о КТ и твердой однозначной защите интересов каждого отдельного идеального дольщика нормами Закона о вещном праве. Но группа депутатов Рийгикогу пытается эту последнюю правовую защиту униженных и оскорбленных убрать. В этом легко убедиться, прочитав проект измененного Закона о КТ. Один из самых квалифицированных юристов в этой сфере, Марина Сухнева, назвала свою статью об этом проекте «Крепостное право стучится в дверь» («Деловые ведомости» от 25.01.2012). Чтобы окончательно закрепить права большинства, инициаторы новых норм даже пытаются узаконить ранее неведомую праву идею, что «квартирная собственность — это особая (специальная) собственность, которая соединена с идеальной долевой собственностью». Дальше – больше: «собственники квартир реализуют свои права, следующие из квартирной собственности, через квартирные товарищества».

Новые нормы должны навечно узаконить также самую мерзкую форму насилия монополистов над «товарищами», включая в понятие «обычного управления (товариществом)», в первую очередь, заключение и исполнение договоров для потребления услуг собственниками квартир.

Это значит, что становится абсолютно законной практика коллективной ответственности за оплату услуг монополистов-поставщиков тепла, воды и т.п.

Как стало ясно из недавней встречи с депутатами, лоббирующими новый закон, некоторые из них пытаются установить порядок создания лицензированной «группы председателей правления КТ», прошедших специальную подготовку. На первый взгляд, вроде бы это повысит уровень принимаемых решений. А на самом деле будет создано еще одно закрытое «цеховое» сообщество вроде банкротных управляющих, судебных исполнителей и т.п.

Перво-наперво туда не попадут люди не знающие эстонского языка, да и порядочные люди вообще (как показывает практика). То есть даже от «демократического центризма» ничего не останется. Трудно не согласиться с Мариной Сухневой, что создатели нового закона «обслуживают интересы банков и монополий», но я бы добавил: также интересы еще одного закрытого сообщества по извлечению средств из карманов собственников квартир.

Опасность велика

Остановить правовой каток трудно. Мобилизация общественного мнения в наших условиях – звук пустой. Надеяться можно на два обстоятельства.

Во-первых, правящие партии все-таки позиционируют себя, как сторонники либеральных принципов с которыми и рядом не лежало узаконивание полного пренебрежения интересами меньшинства, тем более ужасного, что это меньшинство не может ускользнуть от насилия (разве что бежать из товарищества любым путем).

Во-вторых, необходимо апеллировать к партиям, которые считают себя защитниками угнетенных этнических и социальных слоев. Есть слабя надежда, что, например, Центристская партия сумеет обуздать лоббистов насилия из своей парламентской фракции. Хорошо бы, конечно, самоорганизоваться небогатым собственникам квартир, противопоставив себя диктату союзов КТ (на деле — союзов их правлений), чьи интересы как раз и отражает новый законодательный проект.

Автор является научным руководителем клуба «Кардис» (www.kardis.ee).

Наверх