В итоге нынешняя Россия превращается в царство абсурда, которое образно описал философ Анатолий Ахутин: «Страна едет в будущее в карете сочиняемого наспех прошлого. На троне президента восседает гибрид монарха и чекиста, крест скрещен с серпом и молотом, коммунист-интернационалист христосуется с почвенным черносотенцем, а поп освящает ракету «Сатана» и благословляет детей при вступлении в пионеры».
Но все же для читателя, живущего в Эстонии, более интересными выглядят не столько яркие авторские образы и глобальные абстракции, сколько аналитические соображения о том, как и почему Россия неизбежно возвращается в «имперскую колею», угрожающую соседним странам. Фатальна ли эта империя или люди могут ее завершить? К счастью, ряд авторов сборника сосредотачивается именно на этой насущной проблеме.
Россия не готова отказываться от колониального мышления
Как полагает социолог Александр Бикбов, современным интеллектуалам «необходимо приложить достаточное коллективное усилие к раскодированию российского колониального мышления, прослеженного вплоть до сегодняшнего дня, и его культурных, а не только властных форм».
Действительно, это колониальное мышление во многом запечатлено в российских культурных архетипах. «Именно тезис о непрерывности существования «исторической России» (и неопределенности ее внешних границ) является одним из краеугольных камней нынешнего оправдания войны, - утверждает историк идеологий Александр Дмитриев. - Это индульгенция любым прошлым или будущим расширениям московской централизованной власти».
Но эти имперские «расширения» оборачиваются опустошением и обезжизниванием присоединенных пространств. Культуролог Елена Петровская в своей статье «Империя, или саморасширяющаяся пустота» прослеживает именно эту обратную связь: «там, где имеет место чистое приращение пространства, напрочь игнорируется жизнь… Империя потому и расширяется, что она есть пустое пространство, в котором нет места для жизни и которое существует единственным способом - за счет безостановочной насильственной экспансии».
Составитель сборника Николай Плотников в предисловии к нему ставит довольно радикальную задачу для тех, кто заинтересован в освобождении русского самосознания: «Нужно демонтировать все исторические, политические и философские мифы - «традиционных ценностей», «неограниченного суверенитета», «самобытности», «русской цивилизации», «империи», «Великой России» и еще десятки больших и малых мифов национального превосходства, ставших дискурсивным оправданием российской военной агрессии и породивших то сознание имперского высокомерия, что становится на наших глазах причиной ее неизбежного поражения».
Главный вопрос сегодня - дойдет ли эта мысль до самих жителей России? И если такая демифологизация российского сознания состоится, историческое преодоление имперской катастрофы окажется все-таки возможным.