Cообщи

ОПРОС НЕДЕЛИ Автомобильный налог: 2000 за машину - это поборы, а не экология, автобус не вариант, заряжать Tesla негде (5)

Борис Петров.
Борис Петров. Фото: Денис Антонов

Правительство Эстонии планирует ввести автомобильный налог. Департамент транспорта составил пакет предложений, в соответствии с которым с 2024 года первичная регистрация автомобиля для жителя Эстонии может обойтись от 1800 до 2000 евро, а средняя ставка налога на транспортные средства в год - от 100 до 120 евро. Одной из целей налога названа стимуляция покупки более экономичных моделей, чьи выбросы СО2 ниже 120 граммов на один километр. Rus.Postimees спросил у как жителей Эстонии о том, может ли автоналог сохранить природу или только пополнит госбюджет.

Андрей Чернышов, механик (Таллинн)

Андрей Чернышов.
Андрей Чернышов. Фото: Денис Антонов

- Заставит ли автомобильный налог отказаться от личного автомобиля в пользу общественного транспорта?

- Представим такую картину. Человек живет в Копли, а работает в Ласнамяэ и добраться вовремя до работы и обратно на общественном транспорте невозможно. Особенно сейчас, когда все перекопано. Эта процедура забирает до двух часов. Ну и зачем с этим связываться, если легче взять подержанную машину и по окольным дорогам быстро добираться. Общественный транспорт не решит проблему передвижения людей. Автобус не вариант. 

- Может ли этот налог положительно повлиять на экологию?

- Тут вопрос не про экологию, а про поборы с народа. Отказаться от автомобилей с двигателем внутреннего сгорания могут позволить себе только очень богатые люди. А те, у кого жизнь при любых налогах зависит от автомобиля, будет тянуть эту лямку. У нас больше всего загрязняют природу паромы, которые на мазуте ходят, самолеты по три в час прилетают, а от автомобиля - пшик. Так что тут цель правительства – налоговый сбор, а не экология.

Екатерина Хамутова, студентка (Тарту)

Екатерина Хамутова.
Екатерина Хамутова. Фото: Денис Антонов

- Заставит ли автомобильный налог отказаться от личного автомобиля в пользу общественного транспорта?

- Никто ни от чего не откажется. Люди как ездили на личных машинах, так и будут продолжать. Налог ничего не исправит, потому что легче отдать 100 евро в месяц, чем менять привычки. Вводи налог или не вводи, люди будут пользоваться своим транспортом, несмотря на то, насколько дорого это будет.

- Может ли налог простимулировать отказ от топливных автомобилей?

- Нет. Уверена, что не простимулирует. Электромобили в ближайшее время все равно будут намного дороже, чем бензиновые. И надо учитывать, что мелкий бизнес весь построен на дешевом автотранспорте, который использует бензин и дизельное топливо. Никто своему бизнесу не враг. Это и было, и сейчас есть, что любой электротранспорт дороже, чем бензиновый. И машина дороже, и велосипед, и автобус, если мы сравниваем с аналогами.

- Может ли налог положительно повлиять на экологию?

- Я считаю, что рассчитывать на то, что люди перестанут использовать бензиновые личные автомобили и начнут ездить на трамваях и ходить пешком – глупость. Это утопия думать, что с помощью запретов и налогов можно добиться сознательности или хоть как-то изменить мышление. Все должно развиваться естественно. Мы придем к этому, но путь очень долог, и на нем не может быть давления.

Борис Петров, слесарь (Таллинн)

Борис Петров.
Борис Петров. Фото: Денис Антонов

- Кто выиграет от автомобильного налога?

- Как всегда государству проигрывает обычный человек. Пострадает работяга, который развозкой занимается, пенсионер, который на дачу рассаду возит, мать многодетная с микроавтобусом, чтобы детей по школам развозить. 2000 евро за регистрацию автомобиля - это не экология, как нам говорят, а поборы. У кого подержанный транспорт в хозяйстве? У простых людей. Итак, налогами давят. Это что такое – 22% с доходов, когда инфляция почти 25%, когда спад экономики, а цены на отопление и электричество до неба взлетели? Выигрывает даже не государство, а те, кто эксплуатируют простой народ от его имени.

- А кто от имени государства давит на народ автомобильным налогом?

- Политики. Сейчас власть у Партии реформ. С них и спрос. Не надо было обманывать перед выборами. Им поверили, что бюджетный кризис будет решен за счет снижения госрасходов, а не из нашего кармана. В результате оказалось, что налоги поднимают и вводят новые, а расходы государства растут, и, кстати, зарплаты депутатов и министров тоже. Между прочим, такие политики подрывают доверие народа к государству, и автоналог сеет недоверие к власти, и ненависть.

Людмила Вышотская, врач (Тарту)

Людмила Вышотская.
Людмила Вышотская. Фото: Денис Антонов

- Кто выиграет от автомобильного налога?

- Это уже пробовали в других странах, и ни к чему хорошему эта инициатива не привела. В итоге получалось, что люди среднего класса вынуждены были платить огромные деньги. Те, что побогаче, которые могут купить в салоных новые обычные или дорогие электроавтомобили, они ничего не заметили. Поэтому государство от этого не выиграло. Средний класс массово избавляется от машин и перестает покупать подержанные, рынок проседает, а богатые не платят, так как у них автомобили новые. Проигрывают все, кроме богатых. Как это будет у нас, пока непонятно, но уже сомнительно.

- Улучшится ли экология при отказе от поддержанных топливных автомобилей?

- Не думаю, что все кинутся покупать дорогие автомобили в салонах и экология улучшиться. Также сомневаюсь, что все люди откажутся от личного транспорта и станут пользоваться общественным.

Александр Колесниченко, предприниматель (Таллинн)

Александр Колесниченко.
Александр Колесниченко. Фото: Денис Антонов

- Насколько сейчас необходим Эстонии автомобильный налог?

- Я считаю, что правительство выбрало не самое лучшее время для его введения. Можно позже его принять, потому что автомобильный парк у нас довольно старый и можно дать ему дослужить уже.

- Может ли налог положительно повлиять на экологию?

- У меня автомобиль 1998 года и да, он выбросы СО2 делает большие, но электростанции делают их еще больше. Где-то статистика была, что около 60% выбросов СО2 идет от электростанций. Ну и где смысл? Если я куплю электромобиль, заряжать-то я его буду от электричеством, тем самым увеличив нагрузку на электростанции. И кто тут больше влияет на экологию? Не думаю, что я.

- Значит, налог не может стимулировать отказ от топливных автомобилей?

- Давайте для начала создадим инфраструктуру для подзарядки такого транспорта и потом сделаем цены на электромобили доступными. Тогда можно говорить о стимулах. А сейчас Tesla стоит десятки тысяч и заряжать их у нас негде.

Глеб Москаленко, студент (Раквере)

Глеб Москаленко.
Глеб Москаленко. Фото: Денис Антонов

- Заставит ли автомобильный налог отказаться от личного автомобиля в пользу общественного транспорта?

- Нет. Люди привыкли к личному транспорту. Люди привыкли к комфорту. Будут плеваться, что надо больше платить, но от автомобиля не откажутся. Точно.

- А кто выиграет от этого налога?

- Точно не автовладельцы. Пострадают те, у кого на старых автомобилях завязан бизнес или семейная жизнь. Потому что если это логистические услуги, то либо сумма налога будет включатся в ценник услуг, либо будут сокращаться работники. Приобретет от этого государство. В момент финансового кризиса оно нашло самый легкий способ получить деньги, залезая в карман общества, а не сократив своим чиновникам зарплату.

Александр Орлов, менеджер (Таллинн)

Александр Орлов.
Александр Орлов. Фото: Денис Антонов

- Заставит ли автомобильный налог отказаться от личного транспорта?

- Бред. Конечно же не заставит. Все привыкли к удобству, все хотят комфортно и быстро добираться до места назначения. Этого общественного транспорта ждать нужно, а зимой с детьми в садик? Ни один нормальный человек не будет отказываться от такого удобства, как личный автомобиль, даже если придется два налога платить.

- А кто выиграет от автомобильного налога?

- Как всегда у нас от таких инициатив страдают самые бедные и незащищенные слои населения. Страдают те, у кого очень подержанные машины и нет денег на салонные новинки. Богатые, которые могут себе позволить автомобиль из магазина, и не заметят этого налога. Налог, может и нужен, но его вводят не так, как надо.

Константин Смоляк, инженер (Таллинн)

Константин Смоляк.
Константин Смоляк. Фото: Денис Антонов

- Может ли этот налог простимулировать отказ от топливных автомобилей?

- У нас в Эстонии 90% людей пользуются автомобилями с двигателями внутреннего сгорания, потому что это доступно. Если бы у меня было 100 000 евро, я тоже купил бы минивэн на батареях, но таких денег нет. Люди не могут себе позволить ни то что электромобили, но даже новые с ДВС. Так что ни о какой стимуляции отказа от бензиновых и дизельных машин речи быть не может. Налог не для этого придуман.

- Значит автоналог не может положительно повлиять на экологию?

- Нет. Даже при отказе от машин с ДВС мы все равно нагружаем энергосети, а они тоже греют Землю и выбрасывают СО2 на электростанциях. Потом, а куда утилизировать батареи отработанные? Складировать или перерабатывать?

- А люди могут отказаться от личного транспорта в пользу общественного?

- Это как вы себе представляете? Вот все эти машины во дворах мы сейчас убираем и весь дом стоит на автобусной остановке? Сколько нам потребуется автобусов и через сколько минут они должны ходить? При наших пробках это идея – утопия. У нас столица, и автомобиль – единственное средство для удобного и полезного передвижения.

Комментарии автора

По словам вице-канцлера Министерства финансов Эвелин Лийвамяги, одна из главных целей, которую государство намерено достичь с помощью введение автомобильного налога, является улучшение экологической обстановки в стране.

«Это поможет Эстонии снизить выбросы СО2. То есть выбросы - это один из компонентов налога. Но будут ли они одним из компонентов годового автоналога или компонентом первичной регистрации, это еще открытый вопрос», - заявила Эвелин Лийвамяги.

Однако в Министерстве финансов не скрывают и свое желание за счет отчислений автовладельцев пополнить государственный бюджет. Если закон об автоналоге будет все же принят в конце 2023 года, то по прогнозам правящей коалиции, автовладельцам придется отдавать около 120 миллионов евро ежегодно.

Транспортный департамент предлагает облагать налогом автомобили с ДВС, выброс которых больше 120 граммов углекислого газа на 1 километр. Если рекомендации департамента будут приняты, то по самым приблизительным подсчетам под автоналог в 2024 году могут попасть около 400 000 автомобилей с регистрацией в Эстонии.

В свою очередь, по данным Союза предприятий по продаже и обслуживанию автомобилей (AMTEL) под первичную регистрацию могут попасть около 35 000 автомобилей, чей выброс СО2 превышает 120 граммов на 1 километр. А вот что делать со 100 000 машин, выброс которых определить невозможно, пока ответа нет.

Так как у автомобилей старых моделей данные о СО2 отсутствуют, то одним из вариантов можно рассматривать тестирование взвеси или масла на этих машинах.

Редакция Rus.Postimees просит каждого, кому есть чем поделиться на наших страницах, у кого есть собственная позиция по политическим, социальным, экономическим вопросам, не бояться обращаться к нам. 5308 2701, denis.antonov@postimees.ee

Наверх