Россия с заботой относится к людям, в той или иной степени связанным с Великой Отечественной войной, – к ветеранам, блокадникам, труженикам тыла, бывшим малолетним узникам фашистских концлагерей и т.д. Однако, как рассказывает юрист-правозащитник Мстислав Русаков, иногда дело доходит до абсурда. Так, бывшей узнице пришлось доказывать, что она не уехала в концлагерь добровольно, пишет «МК-Эстония».
Узнице фашистских лагерей пришлось доказывать, что она не трудилась в лагере добровольно
Все из перечисленных выше категорий помимо всевозможных льгот имеют еще право на т.н. ДЕМО - дополнительное ежемесячное материальное обеспечение. Оно хоть и небольшое, всего 1000 рублей, но подспорье. Но порой, чтобы его получить, нужно пройти унизительные процедуры.
Русаков рассказывает про случай, когда живущая в Эстонии старушка была по время войны угнана со всей семьей на работы в Германию. Ей тогда было 8 лет. «Очевидно, что она является бывшей малолетней узницей фашистских лагерей и имеет право на ДЕМО», - считает юрист.
По словам Русакова, факт ее недобровольного нахождения в Германии подтвержден, в частности, эстонским пенсионным департаментом.
Время нахождения в Германии льготно учтено в ее эстонской пенсии в соотношении один к трем. Есть у нее и справка, которая подтверждает, что она действительно находилась на работах в Германии.
Однако инструкция Российского пенсионного фонда требует наличие не только факта нахождения на работах в Германии во время войны, но еще и доказательства того, что человек не находился на этих работах добровольно. Этой же версии придерживается московский суд.
«В итоге складывается парадоксальная ситуация: русская семья из Ленинградской области, завязав котомки, могла-де пешком пойти в Германию, чтобы абсолютно добровольно поработать во славу Третьего Рейха. Абсурдность этой ситуации не смущает ни чиновников Российского пенсионного департамента, ни московских судей», - удивляется Мстислав Русаков.