По словам юриста, доклад спецдокладчиков управления Верховного комиссара ООН по правам человека тоже исходит именно из того факта, что переход системы образования на государственный язык может помешать тем, кто этим языком не владеет, получить среднее образование. Язык - это просто средство доступа к образованию.
«Эстония правильно, на мой взгляд, отвергла доводы этого доклада, потому что в нём смещены акценты. Наиболее серьёзной проблемой является низкое качество образования на русском языке в Эстонии и невозможность обеспечить обучение и переобучение учителей, преподающих на русском языке, - говорит Криштафович. - Это и раньше было, мягко говоря, очень сложно себе представить, а уж сегодня в условиях войны и вовсе невозможно».
По линии фонда «Русский мир» раньше пытались отправлять учителей в Россию «повышать квалификацию». «Сейчас, я надеюсь, уже всем очевидно, какую настоящую цель преследовали все эти проекты начиная с 2000 года. Необходимо, чтобы все учителя, работающие в школах Эстонии, владели эстонским языком на высшем уровне и имели доступ к системе повышения квалификации внутри страны», - полагает юрист.
Если квалификация учителя ниже требующегося уровня, то страна нарушает права учеников на получение хорошего образования, если позволяет такому учителю работать. Первой и главной обязанностью Эстонии в этой сфере, которая исходит из Конституции и основных принципов прав человека, описанных в уставных документах ООН, является обеспечение качественного образования для всех жителей, независимо от их родного языка.
Обеспечение этого права будет проходить на эстонском языке, и государство обязано предоставить возможности для изучения государственного языка всеми, кто им в достаточной мере не владеет.
«Лицам младше 18 лет, для которых общее образование является обязательным, надлежит выучить эстонский язык на уровне, необходимом для получения образования на этом языке, - говорит Криштафович. - Это сложная и комплексная задача, за выполнением которой будут следить не только в Эстонии, но и в международных правозащитных организациях, а окончательный контроль будет обеспечивать суд».
Материал опубликован в сотрудничестве с представительством Европейской комиссии в Эстонии.