Cообщи

АНАЛИЗ Кая Каллас на пустом месте поссорилась с экс-президентом Кальюлайд (4)

Copy
Кая Каллас и Керсти Кальюлайд.
Кая Каллас и Керсти Кальюлайд. Фото: Mihkel Maripuu

Позавчера в программе Stuudios on peaminister на Vikerraadio премьер-министр Кая Каллас (Партия реформ) достала пистолет и выстрелила себе в ногу. Добровольно. Ее никто не заставлял.

Каллас решила напасть на экс-президента Керсти Кальюлайд. При этом нападение не было инициировано ведущими Мирко Оякиви и Арпом Мюллером: тема всплыла по личной инициативе Каллас.

В общем, это было неуклюжее и местами странное обвинение в адрес Кальюлайд  (что ей неуместно критиковать Каллас в связи со скандалом с перевозками, когда она сама заседала в совете компании Аlexela, транспортирующей газ из России) и СМИ -  почему они нападают на Каллас, но не задают острых вопросов Кальюлайд.

Само собой, если бы в Эстонию приехал антрополог с Марса, совершенно нейтральный и объективный, не знающий никакого контекста и анализирующий с нуля, возможно, он бы пришел к выводу, что обвинения Каллас хотя бы частично обоснованны: мол, когда в августе Кальюлайд раскритиковала Каллас, то сделала это с морально сомнительной позиции. Возможно, и СМИ могли бы раньше потребовать ответов от Кальюлайд...

Хотя в случае последних причина, вероятно, не столько в двойных стандартах журналистики, в которых Каллас начала обвинять СМИ, сколько в том, что большинство журналистов услышали о связях Кальюлайд с Alexela, только когда она объявила об уходе из совета компании.

Создает больше проблем

По каким-то причинам в сложной и напряженной ситуации Каллас не может выдерживать линию до конца и управлять политическим нарративом, тем самым создавая себе еще больше проблем.

Последние полтора месяца, несомненно, были трудными для премьер-министра. Иногда она выступала хорошо, иногда посредственно, а иногда плохо. И этим воспользовались. В сентябре к скандалу вокруг ее собственной персоны добавилась и проблема бюджета. Это привело к новой порции противоречий и препирательствам партнеров по коалиции.

Однако все это часть нормальной политики. Премьер-министр страны, находящейся в сложной экономической ситуации, в таких обстоятельствах не может принести хороших новостей. Нужно держать лицо и терпеть. Профессиональный политик должен упорно преодолевать препятствия - настолько хорошо, насколько он может.

Тем более странной кажется способность Каллас (ситуация и без того неприятная) создавать себе новые проблемы. Ссора с Кальюлайд - это ссора на пустом месте. Единственное, что от нее получит премьер, так это то, что несколько дней в СМИ снова будут писать о том, как ругаются премьер и экс-президент. А оппозиционные политики, естественно, этим воспользуются. Уже вчера Ратас иронически поинтересовался, кого Каллас раскритикует в следующей программе - Ильвеса или Рюйтеля?

В этом конфликте нет политической логики. Среди сторонников Каллас и Кальюлайд есть некоторое совпадение: они схожи по мировоззрению. Многим людям, которым нравится Кальюлайд, нравится и Каллас. Они даже признались, что Каллас предложила Кальюлайд присоединиться к Партии реформ и баллотироваться в парламент осенью 2021 года. Короче говоря, когда Каллас нападает на  Кальюлайд, это - хотя бы отчасти - удар по своим. Трудно представить, какие от этого могут быть политические выгоды для самой Каллас или Партии реформ.

Опять же, вопрос даже не в том, обоснованны ли обвинения Каллас, - возможно да, частично - а прежде всего в последствиях. Если политическая ситуация и без того сложная и напряженная, а у Каллас и так полно работы, то зачем создавать еще больше проблем?

За этим не стоит никакой политической стратегии или умных тактических ходов. Просто «сначала говорю, потом думаю».

Получала ли Каллас от правления Партии реформ или канцелярии премьер-министра советы напасть на Кальюлайд? Вряд ли. Судя по всему, сами реформисты удивились, с чего вдруг этот выпад в сторону экс-президента. Это опять же был выбор премьер-министра, и неизбежно создается впечатление, что он был сделан довольно спонтанно и под влиянием эмоций. За этим не стоит никакой политической стратегии или умных тактических ходов. Просто «сначала говорю, потом думаю».

Две недели назад Postimees писал, что у Каллас сложилось негативное отношение к эстонским СМИ. Об этом можно напомнить снова, так как неприязнь эта не исчезла. «Почему вы не спрашиваете об этом Юри Ратаса? Почему вы не спрашиваете об этом Кальюлайд?», - продолжает говорить Каллас в ходе своих последних выступлений.

Это плохая политика. Если премьер-министр нападает на Юри Ратаса (Центристская партия), бывшего лидера оппозиционной партии, популярность которой упала на четвертое место, она только повышает статус Ратаса. Если премьер-министр нападает на экс-президента, она просто создает для себя еще один ненужный конфликт.

Всё принимает на свой счет

Трудно найти какое-то объяснение, кроме того, что Каллас принимает все слишком близко к сердцу. Присвоила роль профессиональной жертвы и слишком охотно вжилась в нее. Это не означает, что вся критика в адрес Каллас была справедливой, - бывала и неправильной – но в широком смысле премьер-министр все-таки не в состоянии контролировать ситуацию.

Поддержка-то у нее на самом деле сильная. В рейтингах Партия реформ по-прежнему остается самой популярной в Эстонии и могла бы победить на сегодняшних выборах. Даже если и возникло небольшое недовольство, партия стоит за Каллас. Это подтвердили и в правлении, и в совете. Никто в Партии реформ не планирует восстания против премьера. Партнеры по коалиции - «Ээсти 200» и социал-демократы - постоянно подтверждали, что не хотят никаких перемен. Парламентская математика твердо поддерживает Партию реформ. Даже если ситуация для Каллас трудная, напрямую ей ничего не грозит.

Когда-то Ратаса называли генератором расплывчатых ответов, но порой кажется, что за генератора таких ответов может сойти и сама Каллас. Некоторые ямы на своем пути она роет себе сама.

Наверх