На прошедшем в Таллинне Форуме свободной России оппозиция осознала, что не одна Украина должна воевать с путинским режимом. Нужно нарастить численность россиян на стороне Украины, чтобы рано или поздно перенести боевые действия на территорию России с целью ее освобождения. Этот ход насторожил многих, но только не заслуженного борца с российской властью Гарри Каспарова. Rus.Postimees расспросил его о задачах форума, борьбе за репутацию и саднящих травмах в отношениях России и Запада.
Гарри Каспаров (1963) – до середины 2000-х годов одна из ключевых фигур шахматного мира, 13-ый чемпион мира по шахматам (1985), гроссмейстер и автор книг о шахматах. С 2005 года – оппозиционный российский политик, основатель Объединенного гражданского фронта, так запомнившегося Путину, что в 2011 году тот придумал фейковое движение Общероссийский народный фронт. В 2008–2013 годах Каспаров примыкал к движению «Солидарность», которое выступало за «депутинизацию России». С 2012 года - в координационном совете оппозиции. С 2013 – за границей, где пытался среди прочего стать президентом ФИДЕ, но проиграл выборы. В 2016 году вместе с томским политиком Иваном Тютриным основал Форум свободной России.
- Так зачем же все-таки нужен Форум свободной России?
- Задачей Форума с самого начала было обсуждение вопросов, которые не попадали в фокус других представителей оппозиции. Нас заклеймили как радикалов, когда мы сразу зафиксировали свою позицию по Украине. Если кто-то забыл, то надо напомнить, что в 2016 году, когда те, кто говорил, что Крым – это Украина, зачастую воспринимались в России маргинально. И я говорю не о путинской пропаганде, а о российской оппозиции. Количество, мягко говоря, критики, которая на нас выливалась, переходило критическую массу.
- Признаться, звучит немного странно…
- Почему же? Мы были бельмом на глазу! А люди в Крыму, тогда говорили: «Позвольте, у нас тут политическая жизнь. Путин – конечно, не демократ, а гибридный демократ! Зато у нас выборы муниципальные прошли, мы кампанию полноценную провели!» И все это на полном серьезе! Мы это критиковали, потому что было ясно, что путинский режим контролирует все и перерождается в фашизм. А мы подвергались критике, потому что мешали благостной картине муниципальных выборов в оккупированном Крыму. Даже сегодня далеко не все российские оппозиционеры, оказавшиеся за границей, готовы без запинки сказать, что Крым украинский. То ли на втором, но ли на третьем форуме я сформулировал концепцию его развития. Она состоит в том, что, чем меньше свободы в России, тем актуальнее форум. Так оно и происходит.