ОПРОС Автоналог: мнение таллиннцев об окончательных цифрах и влиянии петиции (1)

Денис Антонов
, корреспондент-редактор
Copy
Михаил Гаврюшин.
Михаил Гаврюшин. Фото: Денис Антонов

Согласно последнему плану введения автоналога, в госказну будет ежегодно поступать 230 млн евро. Будет поощряться использование старых машин, пока это возможно, то есть для частных лиц возраст автомобиля уменьшает налог. Rus.Postimees спросил у таллиннцев, как они оценивают влияние петиции против автоналога на его последний вариант.

О том, как будет работать автоналог в случае одобрения плана правительства в Рийгикогу, читайте ЗДЕСЬ!


Михаил Гаврюшин, автомеханик

Михаил Гаврюшин.
Михаил Гаврюшин. Фото: Денис Антонов

- Слышали ли вы о размере автоналога в его окончательном варианте?

- Еще не читал подробности, но слышал, что там серьезные послабления для владельцев недорогих подержанных автомобилей, также учтены интересы инвалидов. Это правильно, потому что не у всех есть возможность выплачивать те суммы, о которых шла речь весной. Понятно, что чем выше уровень СО2, тем сумма больше, но если там приемлемые цифры, то можно и заплатить.

- Считаете автоналог оправданным способом простимулировать покупку более современных автомобилей для улучшения экологии?

- Нет. Все электромобили, электропоезда только относительно безопасны для природы: изготовление, а потом и утилизация литиевых батарей тоже наносит экологии серьезный урон. Налог придуман, чтобы пополнить бюджет. Другое дело, что я многие годы проработал в Великобритании, и там я платил больше ста евро в месяц дорожного налога, но налоги в Англии работают иначе.

- А как там работает дорожный налог?

- Его берут только с тех, кто не имеет британского подданства. Приехавшие на заработки оплачивают не только ремонт дорог, но и пособия, которые английское правительство выплачивает малоимущим. Там государство зарабатывает на приезжей рабочей силе, а своих бережет. Британец такого налога не знает. Надо бы у нас такое внедрить. 

Юлия Граблюк, пекарь

Юлия Граблюк.
Юлия Граблюк. Фото: Денис Антонов

- Слышали ли вы о размере автоналога в его окончательном варианте?

- Да, слышала. Послабление стало возможным только потому, что люди собрали подписи и боролись за себя. Жаль, что победа над налогом одержана только наполовину, если бы его отменили, то победа была бы полной. Он нам не нужен.

- Вы не согласны с аргументами правительства, что автоналог улучшит экологию в стране?

- Не согласна. Мне кажется, что все разговоры об окружающей среде здесь надуманны. Знаете, такое прикрытие для того, чтобы привести бюджет в порядок и залатать финансовые дыры. Но важен сам факт, чтоб сбор подписей оказал влияние на власть.

- Предлагаете сбор подписей организовывать по каждому законопроекту?

- А почему нет? Не по каждому, а по таким, которые касаются каждого из нас. Вот собрали почти восемьдесят тысяч подписей и хотя бы правительство в курсе, что думает население. Начала работать обратная связь.

- А сейчас правительство не имеет обратной связи со своими гражданами?

- Я читала результаты опроса общественного мнения, не помню по какому вопросу, так там было написано, что опросили 1000 человек со всей Эстонии. Ну, и какое же это общественное мнение? И где опрашивали, кого? А подписи наши, это и из Нарвы, и из Валга, и из Таллинна. Я за сбор подписей по важным законам и налогам.

Сергей Смирнов, предприниматель

Сергей Смирнов.
Сергей Смирнов. Фото: Денис Антонов

- Слышали ли вы о размере автоналога в его окончательном варианте?

- Что-то слышал, но я нечасто бываю дома, в Эстонии, так что затрудняюсь что-либо конкретное сказать. Вряд ли власть реально пошла на уступки жителям страны. Вы о подписях?

- Да. Вы считаете, что около 78 тысяч подписей не оказали влияние на принятие решения об автоналоге?

- Сомнительно. Лично я не верю в такие механизмы воздействия на наше правительство.

- Должны быть более серьезные рычаги воздействия? Например?

- Честно говоря, надо на выборах проявлять свою гражданскую позицию и формировать власть из достойных людей. Тогда не нужно будет подписи собирать. Хотя и тут есть проблемы. Как мы видим, партии не все о своих планах говорят на выборах. Как вот с налоговой реформой, например.

Вячеслав Иванов, инженер

Вячеслав Иванов.
Вячеслав Иванов. Фото: Денис Антонов

- Слышали ли вы о размере автоналога в его окончательном варианте?

- Вскользь, но я знаю, что теперь подержанные недорогие машины обложили налогом, много будут платить за машины пожирнее: дорогие и с большим объемом двигателя. Мы об этом и просили правительство в своей петиции.

- Вы говорите о сборе подписей?

- Конечно. Не было бы сбора, ничего бы и не изменилось. Надо почаще это делать.

- А относительно каких законопроектов вы бы начали сбор подписей по их пересмотру?

- Конкретно я затрудняюсь сказать, но все законопроекты по налогам: на землю, на сахар, на собственность, вот это в первую очередь надо бы подвергнуть пересмотру. А может, и выборы сделать раз в два года, чтобы не засиживались. Или как в Швейцарии, где все законы через референдум прогоняют. Вот там порядок и демократия.

Карина Фридолина, торговый работник

Карина Фридолина.
Карина Фридолина. Фото: Денис Антонов

- Слышали ли вы о размере автоналога в его окончательном варианте?

- Без подробностей слышала, что там налог снизили для обычных подержанных машин. Это хорошо. Но это не с 2024 года будет, а с 2025?

- Да. Вам кажется, что людям удалось убедить правительство скорректировать этот законопроект?

- Мне кажется, что глас народа повлиял. Я думаю, что это акт справедливости, потому что основная масса людей очень зависит от машины. Кто подписывал петицию против автоналога? Те, для кого машина необходима по работе, как у меня, необходима для инвалидов, чтобы перемещаться и быть активным, а пожилые с дачами, а многодетные семьи? Если бы мы спустили на тормозах этот автоналог, он очень сильно ударил бы по карману самых незащищенных людей. А таких людей у нас в Эстонии процентов семьдесят. Подписи – это очень полезный общественный процесс.

- А по каким законопроектам вы бы начали сбор подписей по их пересмотру?

- По тем, что меняют жизнь каждой семьи. Хорошо бы запустить такой пересмотр по факту определенного количества подписей лет так на десять. Уверена, что жизнь изменилась бы к лучшему, граждане заставили бы власть нести ответственность за решения.

Яков Носов, моряк

Яков Носов.
Яков Носов. Фото: Денис Антонов

- Слышали ли вы о том, как повлияли собранные против автоналога подписи на его окончательный вариант?

- Слышал, что там многое пересмотрели. Я в курсе, потому что в курсе дела у нас должны быть не только правительство, парламент, но и обычный народ. И не только в курсе тех законов, которые они там обсуждают, но и влиять на их решение. Тогда совсем по-другому будет работать власть. Люди будут относиться к правительству иначе, больше ему доверять, советовать. А то часто что-то приняли в парламенте и народ узнает об этом, как о свершившемся факте. Мне кажется, что меньше будет наломано дров, если будут и министры, и депутаты прислушиваться к нам, простым людям. Напряжение спадет.

- Вы считаете, что через сбор подписей можно изменить политическую ситуацию в обществе?

- Конечно. Народ по-другому будет смотреть на власть, доверие между правительством и жителями Эстонии будет расти. А это что значит? Это значит, что агрессии меньше, меньше поводов для противостояния, укрепление общественного порядка и спокойствия. Это независимо от национальности, потому что живут здесь и русский, и узбек, и француз, и румын. Если учитывать мнение их, если брать в расчет и интересы богатых, и бедных, то мы получим спокойствие гражданского общества. Мнение людей через подписи - важнейший механизм политики.

Мария Волынская, домохозяйка

Мария Волынская.
Мария Волынская. Фото: Денис Антонов

- Слышали ли вы о размере автоналога в его окончательном варианте?

- В общих чертах. Но тут можно говорить о символической победе общества, когда собравшиеся люди вместе подписали петицию, которая повлияла на решение правительства. Надо всегда действовать, не молчать, а добиваться, чтобы голос свой донести до власти.

- Вы считаете, что сейчас правительству голоса его народа не хватает?

- Мне кажется, что наш голос сейчас редко слышен правительству и депутатам. Вот с петицией интересный пример того, как сами люди не остались в стороне, а проявили политическую активность. Это очень ценно. Это хороший способ влиять на политику страны. Может быть, надо применять его в каких-то следующих законах, потому что это похоже на выборы, где мы заявляем свой гражданский голос. Автоналог всех касался, потому что у всех моих знакомых, друзей и родственников есть машины.

Владимир Назаров, пенсионер

Владимир Назаров.
Владимир Назаров. Фото: Денис Антонов

- Слышали ли вы о размере автоналога в его окончательном варианте?

- Ну я слышал. Там что-то для инвалидов сделали полегче, и вроде платить за двадцатилетние машины надо меньше. Но налог на автомобили - это штука непонятная.

- А вы политикой интересуетесь, есть у вас активная гражданская позиция по автоналогу?

- Я не знаю. Вообще-то хорошо, что в этот раз с петицией так вышло. Хоть раз в жизни люди о себе подумали немножко. В этот раз я не подписывал, потому что не верил. Сейчас вижу, что сработало. Если будет что-то похожее, то обязательно подпишу. Иначе до властей не достучаться никогда.

- Вы считаете, что правительство не слышит народ?

- Плохо слышит, мне кажется. 

Комментарии (1)
Copy
Наверх