Эстонские ученые продолжают глубокое изучение связанных с интеграцией проблем, не уставая выдавать все новые советы по поводу наиболее успешной реализации этого бесконечного процесса. Тем временем, однако, остается без ответа весьма важный вопрос: куда же должна привести наше общество эта самая интеграция, где, так сказать, та точка, в которой в результате сближения сойдутся эстонская и неэстонская часть нашего общества.
Интеграция: стать большим эстонцем, чем Ансип
Да, ученые молчат. А вот наше государство, похоже, ответ для себя уже нашло: успешной интеграцией может считаться ситуация, при которой проживающие в Эстонии инородцы станут большими эстонцами, чем Март Лаар или Андрус Ансип. Ну, как в той присказке про выкрестов, которые для искупления своего прошлого стараются стать большими католиками, чем Папа Римский. У нас в связи с этим любят употреблять не совсем понятный термин «лояльность».
Возьмем гимназическое образование. Эстонцы в массе своей не понимают, почему русские рыпаются, когда их хотят учить на эстонском языке. Для лояльного эстонца такой позиции вполне достаточно. А вот лояльный русский в лице, например, некоего Сережи М., обязан требовать от государства ускорить переход на эстонский язык обучения и углубить процесс, например, начав внедрять эстонский язык уже с начальной школы, если не с первого класса.
Отношения с Россией. Средний эстонец относится к бывшей метрополии с некоторой, вполне понятной, настороженностью. Ему, правильно рожденному, не нужно доказывать свою лояльность, обзывая Путина диктатором и взасос целуясь с вечной девушкой Новодворской, демонстрируя ее в качестве нетленного символа угнетенной российской демократии. А вот некоему Жене К. без этого не обойтись, поскольку он не имеет патриотизма по праву рождения.
Внутренняя политика. Большинство эстонцев не очень любят Сависаара, но при этом позволяют себе покритиковать и правящие в стране партии, не опасаясь быть обвиненными в нелояльности. А вот русскому, дабы не оказаться в стане врагов государства, необходимо, как это делает на радио Ваня М., правдами и неправдами клеймить центристов и Таллинн, одновременно обвиняя недовольных правительством Ансипа сограждан в отсутствии патриотизма.
Подобное рвение глубоко проинтегрированных личностей вызывает у большинства недостаточно интегрированных, судя по всему, сограждан, рвотный рефлекс. Однако для подавляющей части эстонского общества именно эти «выкресты» являются образцами правильной национальной политики и позволяют правительству говорить о достигнутых в этой области успехах. Ну и что, что таких примеров немного – зато какое могучее они издают амбре.
И ведь чем дальше, тем духовитее. Вот, на днях оппозиционная российская «Новая газета» опубликовала статью про реформу наших русских школ, где их защитники названы едва ли не врагами общества и государства. А вот упомянутые выше Женя и Сережа представлены в качестве образцово-показательных эстонских русских, всеми силами пекущихся о благе наших детей. Это успех: из товара только для внутреннего употребления они становятся экспортной статьей.
И все бы ничего, ведь никто не мешает нам относиться к неуклюжим попыткам Жени, Сережи и Вани стать настоящими эстонцами со здоровым юмором. Если бы не наши дети. Они ведь могут решить, что именно таким образом и можно сделать успешную карьеру в этом государстве. Ведь Сережу, например, уже вполне официально назвали лучшим кандидатом на пост будущего русского министра, Женин фонд не бедствует из-за отсутствия бюджетных грантов, да и Ванины передачи на государственном радио успешно продолжают выходить в эфир.