Cообщи

Денис Бородич: откровенно о кризисе в Центристской партии

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Редактор: Dzd.ee
Copy
Денис Бородич
Денис Бородич Фото: Sergei Trofimov/Den za Dnjom

Ситуация с внутренними противоречиями в Центристской партии из-за исключения из рядов центристов Калле Лаанета стала одной из самых обсуждаемых тем во внутриполитической жизни страны. Входящий в правление партии депутат парламента Денис Бородич был одним из тех, кто голосовал против исключения опального Лаанета. Интервью еженедельника  «МК-Эстония».

– Центристская партия зарекомендовала себя как основного игрока на так называемом «русском поле». Однако создается ощущение, что русский человек довольно вяло отреагировал на последние события. А насколько они на самом деле важны?

– Для начала необходимо очертить политическую карту Эстонии на настоящий момент. Иначе невозможно разъяснить, что происходит и какие пути развития приобретет современная политика.

Ни для кого не секрет, что общество устало от правящей коалиции. Посмотрите эстонские газеты – такого негативного отношения к правительству со стороны СМИ уже давно не было. Последние месяцы рейтинги оппозиционных партий превзошли рейтинги коалиции. Люди наконец-то увидели альтернативу в оппозиционных рядах и в первую очередь в лице самой большой оппозиционной партии – Центристской. Это дорогого стоит. И в этот момент, когда наша партия должна проявить себя настоящим лидером оппозиции и сконцентрироваться для борьбы за перемены в развитии страны, на поверхность выходят какие-то внутренние разборки. Последний мартовский рейтинг показал, что внутрипартийные разборы полетов оказывают не самое позитивное влияние на популярность.

Среди четырех парламентских партий мы оказались на третьем месте, ниже нас только IRL. Никто не будет видеть альтернативу в той политической силе, где нет единства, а любое свободомыслие жестоко наказывается. А ведь совсем недавно именно единство было нашей самой сильной картой в политической борьбе.

– Лаанета исключили за его резкую критику и нелицеприятные высказывания. На самом деле в ситуации «работник – работодатель» это будет логичным итогом в 9 случаях из 10...

– Партия – это все-таки добровольное объединение равных единомышленников, и модель «работник – работодатель» тут неприменима. Решение исключить Лаанета вызвало серьезное обсуждение будущего партии. Но ведь дело не столько в нем самом, сколько в будущем партии и ее силе. Если внутри партии вместо внутреннего диалога предпочтение отдается монологу, если вместо командной работы превалирует только одно мнение, а персональные интересы стоят выше партийных, то согласитесь, возникают вопросы, как быть дальше, куда мы придем.

Исключение члена парламента из партии вопреки решению фракции, которая высказалась против этого, только на основании того, что партиец не согласен со стилем управления партии и вслух критиковал руководство, – это серьезный удар по престижу фракции, это снижает наш политический вес в парламенте, ослабляет наши позиции в политической борьбе.

– О своем выходе уже заявил еще недавно один из самых влиятельных политиков партии – Айн Сеппик. Заявления о выходе подали 29 сааремааских центристов. Много ли еще недовольных?

– Решение Сеппика прозвучало для многих как сигнал. Если политики такого калибра добровольно уходят в знак протеста против авторитарных методов руководства, то это говорит о многом. Неудивительно, что многие члены партии задумываются о целесообразности и перспективе своего нахождения в организации, где будет культивироваться только два мнения – правильное, если оно исходит сверху, и неприемлемое, если его выскажет кто-либо иной.

– О Центристской партии давно говорят как о партии с самой жесткой вертикалью власти. А какие еще есть проблемы?

– Я бы назвал организационную работу партийного штаба по всей стране. Мнение рядовых партийцев либо не учитывается, либо воспринимается как вызов, заслуживающий осуждения. И, наконец, дипломатия в отношениях с партнерами, персональная политика и постоянные скандалы. Скандалы, безусловно, сказались и на результатах последних выборов. Вместо того, чтобы заниматься реальной политикой, заниматься тем же законотворчеством, представлением интересов своих избирателей, мы вынуждены доказывать избирателям, что, либо это не так, либо просить не обобщать. Потому что где-то в подсознании ярлыки откладываются.

Последние парламентские выборы мы проиграли. Вместо 29 мест у центристов осталось 26. Да, у нас хорошие результаты в Таллинне и на Северо-Востоке, но в других округах мы не то что не первые, а зачастую четвертые. Соответствует ли данный результат амбициям партии? Я считаю, что нет.

– Русскоязычное население видит в вашей партии защитника своих интересов. Как скажутся эти конфликты на т.н. «русской политике»?

– Видимо, пришло время честно сказать, что бессмысленно заявлять на каждом углу о защите русской школы или изменении Закона о гражданстве, если ты не можешь реально заниматься законотворчеством.

Наша политическая система такова, что в одиночку ни одна партия не сможет сделать все, что она хотела бы. Для этого нужны союзники, нужно участие в управлении страной, а не только отдельным самоуправлением. Но если нас никто не желает брать в парнеры из-за того, что в партии все решается только одним человеком, то что мы скажем избирателю через 3 года? Заметьте, что при этом другие политические силы не против сотрудничества с Центристской партией, многие наши центристы известны и политически восстребованы как деятельные современно мыслящие политики.

Мы сильны отдельными личностями, которые приносят партийному списку голоса. Но мы опять оказались в оппозиции, с нашими предложениями не считаются. Какие бы хорошие законопроекты мы ни предлагали, все равно негативный имидж стоит выше нас. Нам нельзя играть в страуса, который в случае опасности прячет голову в песок и уверяется себя, что он безопасности. Нужно не замалчивать проблемы, а заниматься ими. В противном случае партию ожидает раскол, продолжение изоляции от руководства страны и неутешительные последние места на политической арене, а ее избирателей вместо решения насущных проблем – только красивые лозунги на бумаге.

Наверх