Как утверждает полиция, похищение и убийство маленькой девочки Вари стало печальным прецедентом в Эстонской Республике: за 21 год, прошедший со дня восстановления независимости, это первый случай, когда похищенный ребенок был найден убитым.
Охранять, чтобы было кого защищать
Для особо вспыльчивых подчеркиваю: не убит без похищения, не похищен и до сих пор не найден, а именно похищен и обнаружен мертвым. Уже известно, что в отношении девочки было совершено преступление сексуального характера, а на ее шее обнаружены следы удушения. Значит, это точно дело рук педофила. Однако следует не только ужасаться и призывать на голову убийцы кару небесную, но и сделать выводы.
Случиться может всё
Коллега, вернувшись из Брюсселя, рассказала, что там детям до 12 лет запрещено появляться на улице без сопровождения взрослых. Причина, которую особо не афишируют, страшна: в столице Европы практикуется похищение «на органы». Власти приняли соответствующие меры. А что у нас?
Тот, кто застрял в советских временах, когда участковый мог отловить припозднившегося ребенка и за руку отвести к родителям, будет потрясен: в Таллинне, например, детям до 16 лет (то есть, и пятилетним) запрещено появляться на улице без сопровождения взрослых в зимнее время с 23.00 до 06.00, а в летнее – того лучше: с 00.00 до 05.00. В общем, «гуляй, рванина, от рубля и выше».
Пройдите поздним вечером по Ласнамяэ или по Штромке, и вы увидите немало праздношатающихся детишек – как стайками, так и в одиночестве. В том числе и маленьких, лет по шесть-семь. Рядом – что угодно: лес, парк, темные закоулки, заброшенные дома. И кто угодно – бомжи, пьяные, наркоманы, эксгибиционисты и... Да, и педофилы тоже.
Какое может быть «до 23.00», если с ноября до февраля у нас темно уже к пяти вечера, а то, что город хорошо освещен, считают только столичные власти? В закоулках Пельгулинна, например, на улице Хейна, поздней осенью (не знаю, как сейчас) горел лишь каждый четвертый фонарь. А кроме того, несчастье с «неприсмотренным» детенышем может произойти и днем, при большом скоплении народа. Помню случай, произошедший года два назад на пляже Штромка, когда из воды вытащили девочку лет 10-11 – уже без сознания, но еще живую.
Захлебнувшегося ребенка случайно обнаружил и выловил посторонний мужчина, вынес на берег. Подлетели спасатели, примчалась скорая, девочку откачали. А потом долго объявляли на весь пляж по радио – мол, родители, откликнитесь. Судя по всему, если и откликнулись, то очень нескоро: или их не было, или им было не до того.
Береженого бог бережет
Самостоятельно шатаются в опасное время не только дети асоциалов, но и из вполне благополучных семей. Я не брошу камня в несчастных родителей Вари: сама такая же. Когда мой сын склочным тоном интересовался, со скольких лет ему разрешат гулять без взрослых там-то и там-то, он получал ответ: с 12-ти. Но до 12 лет мы не дотерпели. Почему? А потому, что все чаще происходили следующие разговоры – «Пете разрешили, Вову отпустили, Маше позволили, а я что, маленький? Надо мной все смеются».
Спрашиваешь мам Пети, Вовы и Маши, почему отпустили, получаешь ответ: «Да что с ними случится? Пускай идут». А еще рядом обретается ребенок Коля, который при наличии родителей и прародителей целыми днями бродит один, где захочет: с точки зрения его семьи, с Колей тоже ничего случиться не может. И я сдалась, хотя понимала, что пусть лучше над ребенком сейчас смеются, чем потом плачут.
Уважаемые родители! Я не психопатка, а в силу своей профессии хорошо информированный человек. И знаю много такого, что до широкой аудитории не доходит. Самостоятельность и социальная адаптированность – это прекрасно, но существует простая истина: как бы вы ни готовили ребенка к потенциальной опасности (не разговаривай с незнакомыми, никуда с ними не ходи, ничего у них не бери и т.д.), страшный взрослый нелюдь сможет его перехитрить. Такие выродки обычно неплохие психологи. Я уже молчу о том, что небольшого ребенка можно схватить под мышку и быстро посадить в машину.
Меняем стиль жизни
В последние годы государство сильно озаботилось правами ребенка, его защитой от... родителей и учителей: не дай бог, мама-папа твои права нарушат, подзатыльник отвесят – сразу беги, детка, жаловаться. А уж если учитель «оскорбил» или, хуже того, ухватил за шиворот – вообще туши свет, преступление века. Но для того, чтобы кого-то защищать, нужно, чтобы этот «кто-то» существовал. И, судя по всему, теперь «его» придется охранять.
Общественность еще какое-то время постоит на рогах, проявит чудеса бдительности, будет водить потомство за руку... А потом – вне зависимости от результатов расследования – успокоится и забудет. И мы снова перестанем обращать внимание на подозрительных мужчин, слоняющихся в местах скопления детей, и на детей, оставленных без присмотра. Люди так устроены, что не могут жить в постоянном напряжении.
Я думаю, что ублюдка, погубившего девочку, поймают: для полиции, помимо всего прочего, это еще и дело чести. Но пока что он на свободе, и не обязательно живет в Нарве. Да и что, он один такой? Посмотрите, что творится по всему миру. А кроме того, далеко не все «проказы» педофилов заканчиваются гибелью жертвы, и в таком случае, даже если факт установлен, он редко становится достоянием гласности. А сколько их, неустановленных?! Наверное, пришло время менять стиль жизни: привыкли ведь жители Израиля реагировать на любые намеки на возможный теракт.
Да, мы были доверчивы, росли во дворах, оставляли коляски с младенцами у магазинов. Но это время безвозвратно ушло. Я понимаю, что обстоятельства у всех разные, но как бы это ни было трудно, давайте не оставлять детей без присмотра. Младших школьников необходимо провожать в школу и встречать, родители могут делать это хотя бы по очереди. Не выпускать ребенка на улицу одного, узнавать, с кем идет, куда идет и за каким рожном. Знать номера телефонов друзей ребенка и их родителей. Игнорировать нытье «я не маленький». Сломать детский стереотип – положительное отношение к родителям, поощряющим излишнюю самостоятельность и бесконтрольность: вплоть до «такие родители не любят своих детей». И наказывать, если эти мамы и папы не соображают, что подвергают опасности жизни собственных отпрысков и подают дурной пример другим.
А для этого должны принять меры местные самоуправления: определить возраст, с которого дети имеют право находиться вне дома без взрослых, и изменить время, до которого достигшие данного возраста могут это делать. Нарушителей отлавливать и безжалостно штрафовать. Нет никакой возможности погулять с ребенком вечером? Пусть дома сидит, целее будет.