Cообщи

Семейный подряд в социологии

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото статьи
Фото: Архив ДД

Периодически проводящийся мониторинг интеграции вновь привлек внимание широкой общественности. Не ставя под сомнение высокий профессионализм его авторов, хотелось бы все-таки обратить внимание на некоторые странности этого очередного фундаментального исследования.

В посвященной ему передаче ЭТВ «Треугольник» участвовали руководитель группы социологов, проводивших упомянутый мониторинг, Марью Лауристин, депутат Рийгикогу от Центристской партии Яна Тоом и директор института прав человека ТТУ Евген Цибуленко. Так как последний был занят исключительно критикой центристов и пропагандой официального курса, проводимого правительством, то получился треугольник с тупым углом: дискуссия вылилась в спор между Лауристин и Тоом.

Основной посыл Марью Лауристин звучал следующим образом: процессы интеграции долгие и сложные, но в целом идут в правильном направлении. Что, собственно говоря, и декларируется в выводах по результатам исследования.

Однако выводы получились далеко не бесспорные. Авторы исследования в основном оперируют сравнительными результатами опросов 2008 и 2011 годов. По сравнению с пиком противостояния двух общин после демонтажа Бронзового солдата в апреле 2007 года, результаты 2011 года должны быть если не радужными, то хотя бы обнадеживающими. Получилось иначе.

Количество лиц без гражданства за четыре года практически осталось на том же уровне, несмотря на надежды официальных интеграторов на естественные процессы убывания старшего поколения. Пожалуй, одна из самых красноречивых цифр исследования: на 2011 год 19 процентов респондентов в возрасте 15-19 лет (то есть родившиеся уже в независимой Эстонии) не имеют эстонского гражданства. Еще одна красноречивая цифра: количество «совершенно неинтегрированных» возросло. Цитирую резюме мониторинга: «процент принадлежащих к другим национальностям умеренно, сильно и полностью интегрированных жителей Эстонии остался прежним и составляет приблизительно 61%. Процент интегрированных в большой степени в 2008 г. составил 27,5%; теперь этот показатель соответствует 32%. В то же время процент совершенно не интегрированных жителей вырос с 7,5% в 2008 до 13%. Таким образом, различия между группами русскоязычных жителей увеличились».

В ходе теледебатов Лауристин довольно искусно пыталась внушить публике две затертые до дыр мысли. Во-первых, неэстонцы есть неоднородная масса, во-вторых, увеличилась группа полностью интегрированных лиц среди молодых неэстонцев. Сомнительная научная и прикладная ценность таких утверждений очевидна. То, что русское население Эстонии, равно как и эстонцы, не однородная, а социально структурированная масса и так очевидно. Так же, как и очевиден рост числа интегрированных по формальным признакам молодых людей в отличие от людей старшего поколения.

Резко возросшая доля молодых русских, свободно владеющих эстонским языком, но при этом настроенных резко негативно по отношению к существующему режиму, заставляет официальных интеграторов задуматься о новых критериях. О чем публично и заявила в студии ЭТВ Лауристин. По ее нынешнему мнению, язык – отнюдь не основной критерий интегрированности. Живой пример новых критериев – Евген Цибуленко – присутствовал на дискуссии. Будучи не в ладах с эстонским, он успешно компенсировал этот недостаток проправительственной риторикой.

И последнее. Годами мониторинги по заказу правительства выполняют одни и те же лица. Последний мониторинг проводили AS Emor, Центр политических исследований Praxis и Тартуский университет. В группе из 11 авторов мониторинга трое представляют одну семью: сама Марью Лауристин, ее супруг Пеэтер Вихалемм и дочь Трийн Вихалемм. В списке руководителей Praxis находим целую россыпь имен родственников известных политиков, в том числе министра образования Аавиксоо. Не попахивает ли здесь своего рода «семейным подрядом» за деньги налогоплательщиков?

Наверх