В понедельник, 22 января, в Эстонии стартовала бессрочная забастовка работников школьного образования. Глава Эстонского профсоюза работников образования Реэмо Вольтри прогнозирует, что в забастовке примут участие около 20 000 человек. Главное требование - повышение минимальной зарплаты и заключение коллективного трудового договора.
Вольтри пояснил, что по имевшимся к утру понедельника у профсоюза данным, в забастовке принимали участие 330 школ и 9471 учитель. Детские сады, учреждения профессионального образования и школы по интересам присоединятся в среду.
Масштаб забастовки действительно производит впечатление, но заметно, что забастовочная активность разнится по регионам. В частности, судя по поступающим сообщениям, на северо-востоке Эстонии идея забастовки не получила серьезной поддержки, что на первый взгляд выглядит довольно неожиданным. В Таллинне забастовочная активность русскоязычных школ очень различается.
Лишняя тревога
Экономическая ситуация в Ида-Вирумаа непростая, поэтому трудно предположить, что работающим в этом регионе педагогам могут быть безразличны требования забастовки о значительном повышении заработной платы.
Ида-Вирумаа, где запланированный переход на эстоноязычное школьное образование связан с особенно крупными вызовами, осторожность людей может быть вызвана в том числе и инстинктивным желанием не напоминать о себе властным институтам в негативном ключе. К этому можно добавить слабую представленность Эстонского профсоюза работников образования в регионе.
Наличие подобных настроений можно разглядеть и в некоторых русских школах в других регионах страны, включая Таллинн. Например, директор Таллиннской гуманитарной гимназии Аннелий Юхкама прямо сказала в интервью в студии Rus.Postimees, что русским школам бастовать труднее, чем другим, поскольку напряжение в коллективах выше: «Возможно, присутствует страх. Это страх перед будущим. Страх потери работы».