В Нарве разгорается очередной политический конфликт, на этот раз - из-за выставки «Нарва 44», которая рассказывает о бомбардировке города советской авиацией. Члены совета Нарвского музея Алексей Мяги и Вадим Орлов направили обращение директору музея Марии Сморжевских-Смирновой, в котором попросили пояснить некоторые нюансы выставки. Депутаты горсобрания разошлись во мнениях.
Выставка, посвященная бомбардировке Нарвы, привела к серьезному конфликту: Катри Райк призвала собрать конференцию (17)
В рамках выставки несколько дней назад в почтовых ящиках жителей Нарвы появились листовки, выпущенные блогом Propastop, который является частью работы Кайтселийта над самой выставкой.
На листовках содержалась информация о том, что Россия всегда совершала военные преступления, и их бомбардировки школы в Житомире в 2022 году ничем не отличаются от бомбардировок нарвской нынешней Ваналиннаской школы в 1944 году.
В своем обращении к директору музея депутаты Нарвского горсобрания, входящие в правящую фракцию Narva, которые также являются членами совета музея, Вадим Орлов и Алексей Мяги, попросили прокомментировать листовки, а также задали несколько вопросов.
В частности, депутаты и члены совета поинтересовались у Сморжевских-Смирновой, как подобная деятельность связана с достижением целей Нарвского музея, как деятельность Нарвского музея связана с войной в Украине, кто утвердил данные листовки, а также в какую сумму они обошлись музею.
В обращении приведены пункты из устава музея, согласно которому его целями являются ознакомление и популяризация истории Нарвы; обеспечение сохранения и развития Нарвской крепости и бастионов; укрепление конкурентоспособности города Нарвы и региона. «Как подобная деятельность помогает достичь перечисленных целей?» - задаются вопросом депутаты.
В своем ответном письме Сморжевских-Смирнова заявила, что выставка со всеми ее составляющими напрямую отвечает цели продвигать эстонскую идентичность. «Выставка способствует повышению осведомленности и популяризации разрушения, сохранения и восстановления архитектурного наследия Нарвы, а значит, и расширению знаний об истории Эстонии», - написала директор музея.
Она добавила, что Нарвский музей, основанный городом и государством, опирается на официальную позицию Эстонской Республики и поддерживает позицию Эстонии в отношении войны на Украине.
Сморжевских-Смирнова также пояснила, что Propastop, входящий в состав Кайтселийта, ведет публичный блог и не нуждается в согласовании своей деятельности с членами правления Нарвского музея. «Листовки подготовил и профинансировал сам Propastop, музей своих средств на это не потратил», - добавила директор.
Также директор музея заявила, что члены совета музея, независимо от их политических взглядов, не имеют права вмешиваться в содержание выставок музея и ставить под сомнение его сотрудничество с такими партнерами, как Эстонский военный музей, Propastop (Кайтселийт) и Государственная канцелярия.
«Комментарии членов совета привела к тому, что меня травят и оскорбляют в социальных сетях что, в свою очередь, наносит ущерб репутации музея», - сказала Сморжевских-Смирнова.
В своем комментарии Rus.Postimees оппозиционный нарвский депутат из фракции Respekt Катри Райк заявила, что действия Орлова и Мяги - чистой воды популизм. «Это обвинение - желание нравиться какой-то группы избирателей. Не будем забывать, что выборы не за горами», - сказала Райк, добавив, что запрос Орлова и Мяги не является объективным, и атаковать члена нарвского музея - безответственно.
«Если есть вопросы к директору музея, надо встретиться с ней лично и поговорить. А сейчас это все очень сильно напоминает историю с руководителем Нарвской больницы Аго Кыргвеэ», - заявила Райк. Кыргвеэ был недавно уволен в ускоренном порядке по желанию представителей нарвской правящей коалиции.
«Эстонцы и русские могут найти общий язык во всем, кроме того, что касается вопросов Второй мировой войны. Я считаю, что к осени нужно организовать конференцию, посвященную этой теме, чтобы можно было получить более точную информацию», - считает Райк.
Алексей Евграфов, депутат горсобрания Нарвы, входящий в правящую фракцию Narva, также дал комментарий Rus.Postimees, в котором заявил, что Сморжевских-Смирнова прекрасно знает, что у членов совета есть право задавать вопросы. «Если мы посмотрим на те вопросы, которые были заданы, то не найдем причин на такую острую реакцию со стороны Марии. Ее задача - дать ответы на эти вопросы. Не вижу в этом никакой проблемы», - сказал Евграфов.
Сам Вадим Орлов предложил Rus.Postimees взять комментарий у Алексея Мяги, так как в данный момент находится не в Эстонии.
«Распространённые листовки явно вышли за рамки целей и задач SA Narva Muuseum, следовательно, требовали от члена правления определённого согласования с советом учреждения», - сказал Мяги, добавив, что акция по распространению листовок носила провокационный характер, направленный на возникновение вражды, недопонимания и негативной реакции среди горожан. «Такие действия немыслимы и недопустимы», - считает депутат и член совета.
По словам Мяги, Сморжевских-Смирнова решила вынести на суд общественности и средств массовой информации «свою истерику», не посчитав нужным ответить на вопросы. «Считаю её действия абсолютно неприемлемыми, как руководителя SA Narva Muuseum. Со стороны Сморжевских предпринята публичная попытка опорочить членов совета учреждения от города Нарва и ограничить их в своих правах», - добавил Мяги.
Член совета нарвского музея Яанус Виллико, который также работает в Нарвском колледже Тартуского университета, отказался давать комментарии, заявив, что говорить в этой ситуации особо не о чем.