Когда новые власти Таллинна расторгнут договоры об аренде с церковью МП? В городских СМИ потеряют работу все 40 сотрудников? Как избежать хаоса в управлении городом при минимальном перевесе голосов?
Мэр Осиновский ответил, когда власти Таллинна расторгнут договоры об аренде с церковью МП (20)
На вопросы rus.Postimees ответил в прямом эфире новый мэр Таллинна, вице-председатель Социал-демократической партии (СДПЭ) Евгений Осиновский.
Выдержки из беседы:
– Когда власти Таллинна расторгнут договоры об аренде с церковью МП?
– В коалиционном договоре значится, что мы расторгнем договор с посольством РФ об аренде одной из квартир на бульваре Каарли. Соответствующее решение было принято уже прежней столичной властью, центристка Моника Хауканымм (на тот момент старейшина района Кесклинн – прим. ред.) даже отправила соответствующее оповещение посольству.
Второй момент с расторжением договора касается канцелярии митрополита, расположенной в Старом городе на улице Пикк. Процесс был инициирован еще при прежней власти, новая коалиция продолжит начатое.
Что касается остальных договоров с Московским Патриархатом (МП) и его эстонским представительством, то дождемся решения государства. На сегодняшний день собор Александра Невского является муниципальным имуществом, которое используется церковью на основании договора об аренде. Мы хотим, чтобы приходы смогли продолжить деятельность. Попытаемся в ходе обсуждения юридических вопросов найти такие решения, которые позволили бы людям и дальше ходить в церковь.
– То есть вы ждете от Рийгикогу признания Московского патриархата террористической организацией (в финальной версии документа используется формулировка «институция, поддерживающая российскую агрессию»), и от этого оттолкнетесь в своем решении?
– На основании этого МВД предпримет со своей стороны юридические шаги (может обратиться в суд, чтобы запретить деятельность церкви в Эстонии – прим. ред.), и тогда мы в сотрудничестве с государством попробуем найти такое решение, чтобы юридически всё было оформлено корректно.
– Судьба каких церковных зданий оказалась под вопросом?
– Самый большой вопрос – это Таллиннский Александро-Невский кафедральный собор, поскольку здание принадлежит городу и сдано в аренду Московскому патриархату.
– Дойдет ли дело до прекращения церковной деятельности в этом здании?
– Такой цели нет ни у государства, ни у города. Мы готовы пересмотреть договор и заключить его с новым юридическим лицом.
– Вы сами в это верите?
– В церкви служат люди, а не организации и юридические лица. Конечно, это непростая ситуация для Эстонской православной церкви Московского патриархата (ЭПЦ МП), но МВД тесно сотрудничает в этом вопросе с Советом церквей, в котором представлены все конфессии. Найти компромиссное решение возможно! Вопрос, готова ли к этому ЭПЦ МП.
– Возможен ли в Эстонии украинский сценарий развития церковной темы, вылившийся в противостояние церквей?
– До этого вот дойти не хотелось бы! Надеюсь, что все приходы смогут продолжить работу. Но для этого им придется пересмотреть свои отношения с МП.
– Просчитываются ли риски недовольства горожан? Речь идет о тысячах верующих…
– Конечно, просчитываются. В первую очередь, это вопрос государственного уровня.
– Эту тему курирует МВД в лице лидера Социал-демократической партии Лаури Ляэнеметса…
– Наша точка зрения заключается в том, что данный процесс надо урегулировать таким образом, чтобы церкви смогли продолжать деятельность, а негативные эмоции удалось бы свести к минимуму.
Местной церкви придется более четко дистанцироваться от звучащих в Москве заявлений, чтобы продолжить в Эстонии свою деятельность.
– Насколько высока вероятность того, что ЭПЦ МП будет объявлена вне закона?
– Мне сложно об этом судить. С точки зрения нашего общества важно, чтобы церкви и приходы смогли и дальше работать. Юридические возможности для этого в Эстонии есть. Надеюсь, что сама церковь пойдет на компромисс.
– К другим темам. В ближайшие месяцы 40 сотрудников Linnameedia, городских СМИ, окажутся на улице. Продуман ли этот шаг до конца?
– Да, продуман. Новый кабинет принял принципиальное решение, что к 31 мая прекратится издание всех городских СМИ. Директор по медиакоммуникациям в ближайшие месяцы проработает все технические моменты, связанные с прекращением договоров с разными партнерами, у которых город заказывал типографские и другие услуги, а также решит вопросы с персоналом. Процесс нужно провести солидно, у сокращенных есть законные права в данном контексте. Не обязательно, что это будет коллективное сокращение. Скоро будет разработан соответствующий план.
– Сэкономить за счет этого вы планируете 10 миллионов евро?
– Не так много. Около двух миллионов. Средства будут направлены туда, где они больше всего требуются – в сферу образования и соцзащиты.
– Новой коалиции понадобилось восемь портфелей вице-мэров вместо прежних семи, плюс должность городского архитектора, и под все эти должности – свои бюро и штат сотрудников. О какой экономии идет речь?
– У нас есть серьезный план реформы управления городом. Конкретные суммы будут озвучены в сентябре, когда начнется обсуждение бюджета. Речь идет о консолидации разных учреждений, внесении изменений в управление муниципальными фирмами. Например, сегодня утром было принято решение об отставке руководителя Таллиннской стоматологической клиники Максима Волкова, поскольку в учреждении были выявлены большие проблемы с финансовой дисциплиной.
Что касается восьми постов вице-мэров, то это была моя инициатива. Портфель, ранее принадлежавший господину Свету, был разделен напополам. Сфера ответственности оказалась слишком большой для одного человека. Теперь за транспорт и коммунальную сферу (строительство дорог, уборка снега) отвечают разные вице-мэры (транспорт в зоне ответственности «Отечества», ремонт и уборка дорог – у Партии реформ – прим. ред.).
– Сообщалось, что на уборку снега с тротуаров понадобится дополнительно 25 миллионов евро. Где их взять?
– Столько не понадобится. Думаю, что таких денег у нас просто нет. Проведем анализ, чтобы выяснить, в каком темпе можно двигаться дальше. Общий принцип понятен: владельцы имущества больше не должны будут убирать тротуары зимой. Однако уже сейчас понятно, что применить такой подход сразу со следующей зимы во всех районах будет невозможно.
– Ближайшей зимой кому-то все же придется самому убирать свои тротуары?
– Скажу честно, что кому-то все же придется. Мы намерены максимально быстро двигаться в заданном направлении, но конкретные решения будут озвучены после проведенных исследований.
– Будет ли отремонтировано многострадальное Петербургское шоссе, ремонт которого многократно откладывался?
– Первый этап продолжится. Речь идет о небольшом отрезке протяженностью чуть больше километра, а потом можно будет двигаться с этим проектом дальше. Конечно же, ремонт всего шоссе в границах города займет много времени.
– Минимальный перевес голосов стоил коалиции максимальных усилий при выборе мэра. Как дальше управлять городом и принимать решения?
– Ситуация непростая. Надеемся, что в ближайшее время поддержка новой коалиции усилится. Мы знаем, что ряд центристов не видят для себя перспектив в этой партии.
– Руководитель Певческого поля Урмо Саареоя, отдавший за вас свой голос, – не последний перебежчик?
– Надеюсь, что нет. Мы заинтересованы в усилении поддержки новой таллиннской коалиции.
– Покупка голосов, торговля должностями в дальнейшем исключены?
– Конечно. Согласно закону, все депутаты свободны в своем выборе. Никто никаким образом воздействовать на это не может.
– Как же так получилось, что за вас голосовали трижды, и 38 изначальных голосов в вашу поддержку вскоре превратились в 39, а затем и в 41?
– Известно, что люди в первом и втором туре засомневались в том документе (коалиционное соглашение – прим.ред.), которое они в преддверии голосования сами и подписали. Это было неприятным сюрпризом!
Причина произошедшего всем известна. Представители Центристской партии работали до последней секунды, пытаясь убедить людей не голосовать за новую коалицию. Предлагали им всё, что только можно, и даже то, что нельзя. Я рад, что решение об избрании меня мэром в конце концов было принято.
– Перевод школ на эстонский язык обучения – еще один ответственный этап. Как вы намерены ускорить этот процесс?
– Нужно признать, что Таллинн приступил слишком поздно к подготовке этого процесса. Следовало начинать раньше и действовать более системно. Реформа уже не за горами. С первого сентября первые и четвертые классы, а также детские сады должны перейти на эстонский язык обучения. Город сделает всё от себя зависящее, чтобы перед классом стояли квалифицированные педагоги.
– А если перед классом некого будет поставить? В отставку – всех директоров, как предлагает министр образования Кристина Каллас?
– Да, это правда, что ответственность лежит на директорах. С другой стороны, мэрия продолжит реализовывать те планы, которые ранее уже были разработаны Андреем Канте (отправленным в отставку вице-мэром по образованию – прим.ред.). Дополнительные шаги по поддержке педагогов и повышению их квалификации тоже предусмотрены. Очевидно, что проблемы при реализации столь масштабной реформы неизбежны, но мы намерены сделать всё от себя зависящее, чтобы реформа прошла удачно.
Подробнее в повторе!
- Коалиция с трудом назначила нового мэра. Что дальше?
- Как в будущем избежать хаоса при принятии решений?
- Реально ли укрепить большинство?
- Правящему квартету понадобилось восемь постов вице-мэров вместо прежних семи. Это ли экономия?
- К концу мая 40 сотрудников городских СМИ окажутся на улице. На что потратят сэкономленные 10 млн евро?
- Когда новые власти Таллинна расторгнут договоры об аренде с церковью МП?
- Слияние больниц экономии не принесет: а в чем польза?
- Горбюджет уйдет в минус на десятки миллионов из-за новых обещаний. Просчитаны ли риски взятия кредитов?
- Где взять 25 млн евро дополнительно на уборку снега?
- Ограничится ли дело кадровыми зачистками в советах городских структур?
Одежда ведущей: Tallinna Kaubamaja / Andiata