Новый год неприятно удивил нашего потребителя. Несмотря на то, что цены на нефть на мировом рынке далеки от рекордных 147,5 долларов за баррель, розничные цены на моторное топливо бьют на заправках всё новые рекорды, пишет экономический журналист Postimees Тынис Оя в свежем номере журнала Inseneeria.
Сколько будет дорожать топливо?
Причин, почему розничные цены на топливо бьют рекорды, довольно много. Самые главные из них – иранский конфликт и напряженность на Ближнем Востоке. По некоторым оценкам, т.н. «иранская премия» составляет до 30 долларов за баррель. Это значит, что если в один прекрасный день иранский конфликт удастся урегулировать, а инвесторы сочтут ситуацию на Ближнем Востоке стабильной, можно ожидать падения цены на нефть до 20%.
Перекрытие Ормузского пролива угрожает бесперебойному снабжению нефтью, и Иран обещал это сделать. Через пролив проходит в сутки 17 млн баррелей нефти – это 56% ОПЕК и 19% мирового производства. Главный стратег крупнейшего норвежского инвестиционного банка First Securities Петер Херманруд, выступая в конце февраля перед клиентами Swedbank, сказал, что перекрытие Ормузского пролива приведет к полнейшей панике. «Увеличение цены нефти до 180 долларов означает шок, похожий на тот, который был в 1979 году», – сказал он.
Поскольку нефтью и производными торгуют в основном – если не сказать исключительно – в долларах, то цена на автомобильное топливо во многом зависит и от курса доллара к евро. Когда мы все отмечали годовщину Эстонской Республики, цена нефти в евро достигла самого высокого уровня.
Снижение напряженности на европейском долговом фронте вселил надежду, что спада мировой экономики или ее кризиса удастся избежать. Но экономический рост приводит к увеличению потребления нефтепродуктов и давлению на их цены.
Несмотря на то, что иногда кажется, что топливо и другое сырье только дорожает, это не так. С какого-то момента слишком высокая цена на нефть начнет сказываться на потреблении, поскольку потребители станут искать альтернативы и возможности для снижения потребления.
Я еще не встречал анализа того, насколько взрывной рост числа устройств геопозиционирования привело в последние годы к более целенаправленному передвижению и, следовательно, к значительной экономии топлива.
С другой стороны, рост цен способствует инвестициям, в результате чего в перспективе будет расти и предложение на нефтяном рынке. В 80-х и 90-х годах прошлого века из-за низкой цены на нефть многие нефтяные компании существенно сократили инвестиции. Кроме того, в университетах стали меньше готовить нефтегеологов и других специалистов нефтяного профиля. Это серьезно сказалось на открытии новых месторождений и увеличении запасов.
После того как в начале этого века цена на нефть стала быстро расти, стали восстанавливаться и инвестиции. Поскольку окупаемость инвестиций в этой сфере довольно длительная, результаты стали проявляться только сегодня.
Сегодня мы наконец пришли к ситуации, когда нефтяные запасы растут быстрее производства, что в перспективе должно затормозить рост цен. Главный посыл Петера Херманруда был умиротворяющим: в этом году цена на нефть марки «Брент» останется стабильной и в следующем году может упасть до 110 долларов за баррель. Если это будет так, там нам нечего бояться нефтяного шока. Для того чтобы его избежать, и президент США Барак Обама готовится открыть стратегические резервы – в свете грядущих осенью президентских выборов держать цены на нефть под контролем для него очень важно.