По результатам аудита проблем пересечения эстонско-российской границы установлено, что проблемы с очередями связаны главным образом с организацией работы российской таможни и погранпунктов.
Госконтроль: в очередях на границе виновата Россия и «бензовозы»
В Госконтроле отмечают, что аудит проводился параллельно Госконтролем Эстонии и счетной палатой Российской Федерации, однако отчет последней еще не готов.
Государственный контроль Эстонии находит, что внедрение системы электронных очередей и сооружение приграничных зон ожидания способствовало улучшению организации пересечения границ со стороны Эстонии и избавлению от километровых очередей на дорогах. При этом следует отметить, что время ожидания пересечения границ несколько уменьшилось, но, к сожалению, не слишком существенно.
В ходе аудита было доказано, что на основании опыта Эстонии можно утверждать, что время ожидания при пересечении сухопутной границы между Эстонией и Россией зависит преимущественно от организации работы таможни и пограничных пунктов России. То обстоятельство, что российская сторона принимает и отпускает транспортные средства группами, создает неполадки в работе контрольных ведомств пограничных пунктов Эстонии и снижает их пропускную способность. По этой причине водители не могут быть всегда уверены в том, что смогут попасть на пограничный пункт в забронированное время. Это также является причиной того, что в электронной очереди ожидания предварительно бронируется всего лишь около половины теоретически возможного времени, и многие транспортные средства должны ждать пересечения границы в порядке живой очереди.
Если сотрудничество пограничников Эстонии и России налажено хорошо, и процедуры погранохраны совершаются быстро, то время на границе затрачивается в основном на таможенный контроль и таможенные формальности. Если пограничное сотрудничество двух государств опирается на межправительственное соглашение, то таможенные органы такого соглашения не имеют, потому не налажено и их сотрудничество, поскольку Федеральная таможенная служба России не выражает такого желания. На основании поступившей в Государственный контроль информации можно утверждать, что практическое сотрудничество двух государств в таможенной сфере тормозит то обстоятельство, что таможенной службе восточного партнера не хватает установок высших инстанций, которые побуждали бы их к официальному общению с эстонскими коллегами.
В ходе анализа, проведенного Государственным контролем Эстонии, выяснилось, что заметная часть рабочей нагрузки на пограничные пункты Эстонии приходится на проверку тех автомобилей и автобусов, единственной целью которых является ввоз из России дешевого топлива. По оценкам, приблизительно 4/5 легковых автомобилей пересекают границу для закупки автомобильного топлива. Ситуация различается в зависимости от конкретного пограничного пункта. Например, доля таких автомобилей, пересекающих пограничный пункт Койдула, достигает 9/10, а в Нарве с этими целями границу пересекает приблизительно треть автобусов. При прекращении топливного бизнеса нагрузка на шоссейные пограничные пункты резко снизилась бы.
Для незаконной торговли в баках транспортных средств в Эстонию ввозится такое количество топлива, которое согласно оценке Налогово-таможенного департамента составляет приблизительно 7% от объема официально продаваемого топлива. Действует хорошо организованный топливный бизнес, для которого созданы места перекачки незаконного топлива.
Главный контролер отдела аудита эффективности Государственного контроля Тармо Олго заметил, что, несмотря на то, что Эстонское государство остается без миллионов евро акцизных сборов и налога с оборота в год, Министерство финансов занимает в этом вопросе досадно пассивную позицию в поиске правовых решений для предотвращения ввоза такого топлива. Речь идет о проблеме, которая является общей для всех государств Европейского союза, расположенных на восточной границе.
Согласно прогнозам Госконтроля Эстонии и Министерства экономического развития России грузооборот на эстонской-российской границе будет постоянно расти.
См. полный текст отсчета.