На вопросы еженедельника «Инфопресс» отвечает предприниматель и дипломат, директор по маркетингу порта Силламяэ Андрей Биров.
Эстонско-российская рапсодия
На минувшей неделе в Ивангороде (Ленинградская область) прошла встреча руководителей государственных контрольных органов Эстонии и России – Сергея Степашина и Михкеля Овийра. С. Степашин также посетил Нарву и Пюхтицкий монастырь в Куремяэ. Означает ли нынешняя поездка председателя Счетной палаты РФ прелюдию к нормализации эстонско-российских отношений?
Напомним, что в Ивангороде глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин и госконтролер ЭР Михкель Овийр поставили подписи под совместным информационным докладом - по результатам параллельной проверки в 2010-2011 годах деятельности государственных органов, обеспечивающих перемещение товаров и транспортных средств через пограничные и таможенные пункты.
Это второе посещение нашей страны высокопоставленным российским чиновником, возглавлявшим правительство РФ с мая по август 1999 года. (Ранее Степашин был директором Федеральной Службы контрразведки и главой ФСБ, а также министром внутренних дел и юстиции). Летом 2010 года глава Счетной палаты приезжал в Таллинн с рабочим визитом.
- Сам факт визита председателя Счетной палаты РФ Сергея Степашина уже говорит о многом, - поясняет А. Биров. - Ведь экс-премьер С.Степашин стоит в политической иерархии РФ очень высоко, можно сказать наряду с министрами на второй, после высшей, ступени Кремлевского Олимпа. Говоря на дипломатическом языке – это уже не только прелюдия к нормализации эстонско-российских отношений, а есть протокольный факт, а факты, впрочем, как и Государственный протокол, - вещь упрямая. А в госпротоколе такой визит, читая его между строк, можно и нужно смело трактовать как один из серьезных шагов к полному восстановлению здоровых добрососедских, конструктивных и прагматических отношений между нашей страной и нашим Восточным соседом.
В силу определенных исторических причин я не буду столь оптимистичным, чтоб привести здесь слова «дружба навек» или же «не разлей вода»… Да и до уровня финско-российских отношений нам еще далеко-далеко. Но, тем не менее, если анализировать события последних пяти лет, то сегодня мы имеем нечто более обнадеживающее, чем просто прелюдию к эстонско-российской рапсодии. Осмелюсь предположить, что мы в Эстонии по прошествии пяти лет стали больше ориентироваться на общий климат стратегического партнерства Евросоюза и РФ, больше прислушиваться к мнениям ведущих стран ЕС, и в первую очередь к голосу Берлина, Парижа и Брюсселя. Мы ведь не можем в рамках ЕС плыть против общего течения, постоянно оправдываясь «многострадальными страницами советской истории» и прикрываясь довоенными пактами конца тридцатых. Время идти вперед давно пришло, и от этого никуда уже не спрятаться. Пусть даже некоторые наши политики и не перестают до сих пор утверждать, что наши основные торговые партнеры – это Швеция и Финляндия, демонстративно забывая о России, или что экспорт с РФ не должен превышать десяти процентов, или что транзит нам не нужен и т.д., и т.п. Караван все равно идет, и идет вперед! А каких-нибудь пять лет для мировой истории не могут повернуть исторические и географические реки вспять.
И все-таки меня не покидают сомнение и предположение, что как только начинают нормализовываться эстонско-российские отношения, чья-то невидимая рука сверху режиссирует и оркестрирует провокационные акции типа в поддержку PussyRiot. И здесь я полностью разделяю мнение Архиепископа Эстонской евангелическо-лютеранской церкви Андреса Пыдера, который раскритиковал президента и группу парламентариев за поддержку акции PussyRiot, когда были задеты чувства миллионов православных, и не только в Эстонии.
- На пресс-конференции по итогам ивангородской встречи говорилось, что проблему очередей на границе в районе Нарвы и Ивангорода, проблему автомобильных пробок, можно решить путем вывода транспортного потока из сопредельных городов и строительства объездной дороги и нового моста через пограничную реку Нарову. Этот вопрос будет поставлен перед правительством России. Но возможно ли решение экономического вопроса сооружения транспортной развязки, если учитывать, что Эстония и Россия не решили важный политический вопрос – у соседей до сих пор нет договора о границе? Заметим также, что в течение нескольких лет не собиралась совместная эстонско-российская межправительственная комиссия.
- Все эти вопросы и проблемы, которые вы перечисли, - это частности и детали, это не суть самого дела. И даже пресловутый Договор о границе, с которым давно можно было поставить логическую точку, и совместная эстонско-российская межправительственная комиссия, которую предстоит реанимировать, - не есть самое актуальное и жизненно важное на сегодняшний день в русле движения вперед. Важен общий здоровый позитивный фон двухсторонних отношений, внутреннее желание на сотрудничество, а не на конфронтацию, важны личные отношения и контакты на самом верху, то бишь такие встречи, как у Меркель с Путиным, как у Саркози с Медведевым, или же как чаепитие и катание на горных лыжах в Сочи Берлускони с первыми лицами России, хотя он уже давно не премьер Италии. Мне вспоминается, как тогдашний наш премьер Тийт Вяхи в далеком 1992 году в Москве решил все оперативные вопросы с тогдашним премьером РФ Егором Гайдаром, в т.ч. и с договором о свободной торговле. Или как президент Леннарт Мери в июле 1994 года подписал в Кремле с Б.Н.Ельциным соглашение о выводе из ЭР российских войск, или как Арнольд Рюйтель в 2005-м поехал в Москву к Его Святейшеству Патриарху Алексию Второму, или как Эдгар Сависаар, несмотря на постоянные обвинения, не боится ездить в Златоглавую и встречаться с российскими лидерами любого уровня…
- Совместный документ контрольных органов РФ и ЭР говорит о том, что 2010-2011 годы характеризуются положительной динамикой товарооборота между Российской Федерацией и Эстонской Республикой. В 2011-м объем двусторонней торговли в сравнении с 2010-м возрос в 1,7 раза и составил 3890,9 млн. долларов США. Согласно прогнозу Министерства экономического развития РФ (оптимистичный сценарий), в перспективе до 2020 года ожидается рост общего объема перевозок в направлении ввоза в РФ на российско-эстонском участке границы: в 2020 году планируется увеличение объемов автомобильных перевозок почти в 4 раза, перевозок железнодорожным транспортом в 3,5 раза. Основная доля грузопотока автотранспортом и высокие темпы роста (более чем в 9 раз) планируются в пункте пропуска Ивангород (Нарва) и железнодорожным транспортом на участке Ивангород - Нарва (рост почти в 9 раз).
Но не все гладко. Хотя пропускная способность автомобильных пунктов пропуска в целом имеет стабильно положительную динамику, в то же время уровень 2007 года еще не достигнут. А железнодорожные пункты пропуска имеют резервы повышения грузопотока практически вдвое. По вашей оценке, при каких условиях возможна реализация оптимистичного сценария? Ведь рост транзита – это создание новых рабочих мест, решение социально-экономических проблем.
- Все вами приведенные цифры и расклады по росту товарообмена и грузопотоков с одной стороны верны, а с другой - вы верно подметили, что мы еще не достигли прежнего уровня пятилетней давности и не скоро его еще достигнем. Реализация оптимистичного сценария возможна лишь при полной нормализации двусторонних эстонско-российских отношений и выведения их на качественно новый уровень, по примеру ЕС-РФ, США-РФ, КНР-РФ, список здесь можно продолжить. Другими словами, как только наши лидеры будут кататься на горных лыжах в Сочи… Желательно до Олимпийских игр 2014 года.
- Каков ваш прогноз на развитие транзитного бизнеса в Эстонии в 2012 году?
- Порт Силламяэ, как самый продвинутый и капиталоемкий после НОРДСТРИМА совместный европейско-российский бизнес-проект современности, бесспорно, вырастет, спору нет; отрасль в целом – тоже, но часть нефтянки уйдет из Таллиннского порта и от ЭЖД по направлению на Усть-Лугу - это уже факт. Конкуренция еще больше возрастет, нас будут теснить не только российские порты и логисты, но прежде всего финны, латыши и даже литовцы. Но этого бояться не следует. Надо улучшать наши логистические и стивидорные возможности и качество логистических услуг, больше инвестировать в развитие данной отрасли, не бояться смелых современных решений, направленных в будущее, идти порой на отчаянный, но оправданный ветром перемен риск. Нужны личные прямые контакты и работа прежде всего с российскими партнерами и теми, кто делает бизнес-погоду и влияет на капитало-климат.
Приведу некоторые примеры. Мы были в этом году с эстонской делегацией во главе с Тийтом Вяхи (руководитель концерна SilmetGruppи председатель совета директоров Силламяэского порта) и главой Эстонского союза работодателей Энном Вескимяги на 20-летии Российского Союза Промышленников и Предпринимателей (РСПП), где присутствовал и выступал В.В.Путин. Здесь важен сам факт приглашения эстонской делегации бизнесменов на такое широкомасштабное мероприятие, имеющее как экономическое, так и внутри- и внешнеполитическое значение. Напомню о начале нашего интервью, - ключевое слово здесь «Сергей Степашин». Добавлю о недавнем визите и выступлении первого заместителя президента РСПП А.Н.Шохина – А.В.Мурычева как на конференции в Таллинне, так и на телеканале ЭТВ2 в «Треугольнике». Александр Васильевич Мурычев - дипломат с большой буквы между российской властью и российским большим бизнесом. А сам руководитель РСПП А.Н.Шохин может и в вице-премьерах скоро вновь оказаться…
От этих визитов, встреч и прямых контактов зависит и успех нашего транзитно-транспортно-логистического бизнеса, который, по моим подсчетам, в совокупности дает примерно 25% нашего ВВП, а значит и нашей экономики в целом, и рост благосостояния нашей страны и народа.