Татьяна Мохрякова – автор, работающий в сфере художественной куклы. Базовое образование она получила в питерской Академии художеств, в Петербурге же прошла курс по созданию кукол из холодных пластиков в Школе авторской куклы. Как специалист в этом деле Татьяна считает, что куклы даже могут стать лекарством от бед, пишет "МК-Эстония".
Татьяна Мохрякова играет в куклы по-взрослому
- Кукла существует рядом с человеком всегда, - утверждает Татьяна – Поэтому ее и наделяют сверхъестественными способностями, и с ней связано множество фантазий.
- Почему ты стала делать куклы? Что послужило толчком?
- Рождение ребенка. Я, поддаваясь внутреннему голосу или долгой памяти поколений, сразу решила, что моей девочке необходимы игрушки, сшитые или слепленные руками. И мое решение обжалованию не подлежало. Поискала варианты игрушек, которые я сама могла бы сделать, убедилась, что смогу, и первым сшился серый бархатный зайчик в цветастом шелковом жилете и вельветовом пиджачке цвета неба. Захотела еще попробовать, потому что можно было играть формой, цветом, фактурой и быть несерьезной. Вот так все и началось. И вот уже пять лет я делаю куклы.
Дочка до сих пор получает их с моего рабочего стола. Если ей что-то нравится, то требует себе. У нее много купленных игрушек, и они прекрасны, но это массовое производство, а в мои игрушки переходит тепло моих рук.
- Сложно их делать?
- И сложно, и легко одновременно. Как и все в мире, процесс зависит от готовности к работе и задач, которые ставит перед собой автор. Сложность техники может быть разной, мастерство кукольника проявляется, когда ты охвачен востогом от образа, и только потом думаешь – как? Я в полной мере это испытала, побывав на первой в моей жизни выставке современной куклы в Петербурге и подержав в руках на вид совсем незатейливую куколку ведущего питерского мастера Татьяны Гуриной.
- Сколько времени уходит на куклу?
- Во многом зависит от сложности техники, ведь каждый элемент отнимает время. К выставке «Морские сказки» я готовила работу, решив ее сделать полностью из бумаги, используя удивительную по своим возможностям технику папье-маше. Чтобы, к примеру, сделать руки для куклы, я потратила более 10 дней кропотливого каждодневного труда. Но вообще этот вопрос решает не только автор, но и сама кукла.
- Это как?
- Кукла уже начинает жить с момента, как ее задумали. Как только она начинает приобретать материальность, то вступает с тобой в диалог.
- Ты говоришь с ними?
- Да, когда работаю, я спрашиваю: что думаешь, если я сделаю так или так? Она отвечает на невербальном уровне, и ты видишь, насколько что-то хорошо или нет, радуется кукла или нет. Кажется сумасшествием, но это диалог со своим внутренним я, знакомый всем, кто работает творчески.
- Сколько стоят куклы?
- Ценового предела нет. Начинающие авторы оценивают свои куклы недорого, может, и в 70 евро. У мастера мирового класса канадки Марины Бычковой куклы стоят от 2000 евро. Художественная кукла имеет высокую стоимость как произведение искусства, ведь в основном куклы исполняются в единственном экземпляре, если есть серия, как, например, в фарфоре, то всегда заявлен ограниченный тираж.
- Множество леденящих кровь историй и фильмов ужасов связано с куклами. Тебе не бывает страшно в процессе рождения куклы?
- Куклы бояться не стоит, бояться надо человека. Она – то, чем мы ее наделяем. Когда художник над ней работает, он вкладывает в куклу то, что сам переживает на определенном жизненном этапе, передает свое внутренее состояние, разговаривает с нами.
Интервью целиком – в еженедельнике «МК-Эстония».