Cообщи

Ходорковский в лекции поведал о проклятии РФ: "И без денег плохо, и с деньгами нехорошо"

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Редактор: Dzd.ee
Copy
Михаил Ходорковский.
Михаил Ходорковский. Фото: AFP / Scanpix

Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский в очередной раз обратился к россиянам через СМИ. На этот раз один из самых известных российских заключенных не отвечал на набивший оскомину вопрос о шансах получить УДО и не комментировал последние политические события, а рассказал о своем видении либерализма.

Через "Новую газету" Ходорковский прочел лекцию "Современный социальный либерализм и экономика", в которой попытался разъяснить перспективы существования и, более того, необходимости данного политического подхода в России. Текст лекции также размещен на сайте пресс-центра Ходорковского и Лебедева.

Либеральный подход - это признание высшей ценностью неотчуждаемых прав и свобод человека, их приоритета над всеми другими ценностями, отстаивание возможности свободного выбора каждым своей судьбы, а значит - и верховенства права, разделения властей, прозрачности и подотчетности власти, в частности, через демократические выборы, поясняет Ходорковский. По его мнению, либерализм - это прямое противопоставление авторитаризму, наличествующему, как можно понять из статьи, в России.

"В радикальном случае "вождь решает за нас" не только то, где и сколько работать, где жить, как думать, но и диктует вопросы частной жизни, Веры. Таким образом, либерализм - антитеза авторитаризму, а вовсе не социал-демократии", - пишет Ходорковский. По его мнению, либералы в последнее время становятся все ближе к социал-демократам "в части социальной поддержки, налогов на сверхпотребление и даже более активной роли правительства, в то же время оставаясь на позиции сторонников свободной конкуренции".

Государственная собственность ничем не хуже и не лучше собственности частной или общественной, полагает экс-глава ЮКОСа. При этом он призывает не путать госсобственностью с собственностью народной: "точно так же, как собственность акционерную с собственностью акционеров". "И в том, и в другом случае в отсутствие прозрачных и эффективных процедур реальный контроль над собственностью и использование доходов от нее очень быстро и прочно переходит в липкие лапки жадной бюрократии. Не важно, государственной или корпоративной. Какая лучше? Обе хуже!" - полагает лектор.

Однако корпорациями, как правило, управляют рынок и закон, а вот государственную бюрократию почти ничто не сдерживает, отмечает автор статьи. "Государственная собственность опасна отсутствием эффективного рыночного механизма выявления реальной конкурентоспособности, она стремится к получению нерыночных преимуществ за счет политических и административных возможностей, к созданию монопольных преимуществ и неизбежно ведет к более низкой эффективности, служит питательной средой коррупции", - пишет Ходорковский.

Либеральный подход не исключает возможности существования госсобственности, однако при условии обеспечения людям свободы выбора. "Поэтому либералы в качестве ключевого вопроса видят не спор о доле госсобственности, а об обеспечении на деле всем формам собственности равных условий функционирования... путем разделения властей, разделения власти и собственности и создания действующей системы гражданского контроля", - отмечает лектор.

Одним из основных инструментов в борьбе за достижения таких целей, как демонополизация, обеспечение свободы конкуренции и выбора, развитие гражданского общества и местного самоуправления, стимулирование качества экономического роста, предоставление людям больших возможностей для саморазвития и предпринимательской активности, либералы считают налоговую политику.

"Налоговая политика, в представлении либерала, должна быть направлена на решение этих проблем. Именно их решение, а не удобство фискального ведомства при исполнении бюджетного задания, является приоритетом", - пишет Ходорковский.

Сегодняшняя российская налоговая политика выглядит так, будто ее авторы хотели создать для коррумпированного чиновничества больше возможностей оказывать давление на бизнес за счет неоднозначных толкований Налогового кодекса. "Также создается ощущение, что налоговая политика направлена не на поощрение, а на подавление региональной инициативы, не говоря уже о муниципальных образованиях", - замечает экс-глава ЮКОСа.

По его мнению, для улучшения ситуации необходимо передать в сферу ответственности регионов полномочия по формированию и реализации налоговой политики в отношении местного бизнеса. А за федеральными властями стоит сохранить, по мнению Ходорковского, политику и администрирование в области НДС, акцизов, экспортных и импортных пошлин. А также, на первом этапе, вопросы налогообложения системообразующих предприятий. К примеру, объекты ВПК или тот же "Газпром".

"К совместному ведению должно быть отнесено налогообложение физических лиц с постепенным введением дифференцированной шкалы и максимально возможным расширением круга налогоплательщиков, подпадающих под обложение в размере 15--20 процентов. Необходимо также определить специальную ставку "налога на предметы роскоши", - пишет Ходорковский.

Он также отмечает, что облагать налогом следует и "крупное наследство" - превышающее в несколько раз тот размер имущества, который характерен для западного среднего класса. "Вероятно, сейчас имеет смысл говорить о 30 млн рублей сверх стоимости единственного жилья, находящегося в собственности", - полагает лектор.

Говоря об экономическом устройстве России в целом, Ходорковский отмечает, что единственно возможный путь для страны - это создание высокоинтеллектуальной экономики, или экономики знаний. "Земельная экономика", живущая за счет земельной ренты, устарела; а высокая конкуренция на рынке тиражирования индустриальной продукции со стороны стран с более низким уровнем жизни делает для России это направление развития малоперспективным.

"И либералы, и разумная (грамотная) часть современных консерваторов признают: вне экономики знаний у России нет перспектив", - отмечает лектор и добавляет, что "современная экономика знаний вне либеральной политической парадигмы невозможна".

Невозможна потому, что только либеральный подход, по мнению Ходорковского, способен обеспечить интеллекту должные условия развития и функционирования. В условиях же бюрократии и авторитаризма экономику знаний не построить: "Даже лучшие умы в условиях неэффективной системы беспомощны... Свободное творчество в несвободной стране - случайность, мутация, отторгаемая жизнью".

"Либеральный выбор для России - это экономика знаний. Экономика знаний, в свою очередь, неизбежно требует либерального политического выбора", - подчеркивает автор.

Однако переход к данному типу экономики повлечет за собой дальнейшее отдаление социальных классов друг от друга с точки рения уровня заработка. "Спрос на творческие кадры растет, а на менее квалифицированный труд - падает. Происходит сепарация внутри среднего класса", - пишет Ходорковский.

И тут дело за либералами, чья позиция, в очередной раз напоминает лектор, основывается на принципе равенства, в том числе, обеспечения равных стартовых условий и свободы выбора.

"Это значит, что всем детям, вне зависимости от происхождения, места жительства, материальных возможностей семьи, должны быть обеспечены равные условия для получения хорошего образования... Обеспечение каждому человеку в тяжелый момент его жизни поддержки со стороны общества, позволяющей обрести личную конкурентоспособность, - этому взгляду (либеральному) соответствует", - пишет Ходорковский.

Возвращаясь к вопросу о земельной, точнее, "сырьевой" ренте, экс-глава ЮКОСа замечает, что "нефтяное проклятье" России возникло не из-за ресурсов как таковых, а из-за неэффективности управления. "Авторитарные режимы стран, обладающих богатыми природными ресурсами, получают основной приток зарубежных инвестиций исключительно в сырьевые отрасли. Консервируется отсталая структура экономики... сырьевые доходы авторитарных режимов разворовываются и тратятся на масштабные, экономически не оправданные проекты гораздо чаще, чем это случается в странах демократических. Но это - не проблема "сырьевых доходов", это - проблема авторитарных режимов с их неизбежной коррумпированностью, неэффективностью", - полагает лектор.

"Пенять на избыточные нефтяные доходы, на сырьевое проклятие - смешно. Для нормальной экономики они - благо, а для коррупционно-бюрократической - все беда. И без денег плохо, и с деньгами нехорошо", - заключает Ходорковский.

Профицит госбюджета - не повод для гордости, а повод задуматься, уверен Ходорковский. В сегодняшней российской ситуации, например, авторитарный режим разговорами о бездефицитном бюджете на самом деле подменяет дискуссии о содержании и приоритетах бюджетной политики, маскирует свою неготовность нести социальные обязательства, соответствующие богатству страны", -пишет заключенный.

Если человек полагает возможным обуздать коррупцию, пусть на каком-то конкретном участке, то дополнительные бюджетные расходы при сегодняшней ситуации могут быть полезны, уверен бывший бизнесмен: "Например, в жилищном строительстве"

Необходимость наличия эффективной правоохранительной системы в современном обществе не ставится под сомнение ни одной ответственной политической силой, однако либеральный подход предполагает обеспечение безопасности граждан за счет создания должных условий жизни, нежели численностью сотрудников правоохранительных органов, отмечает экс-глава ЮКОСа.

"Известно, что наибольшая безопасность от преступников в погонах и без существует там, где граждане наиболее высоко самоорганизованы, а профилактика является основным видом борьбы с правонарушениями. Избыточная по своим масштабам и полномочиям правоохранительная система, зависимая от коррумпированной бюрократии и сама коррумпированная, лишь позволяет дольше накапливать "давление пара" в обществе... и, в конце концов, сама превращается в угрозу безопасности", - полагает Ходорковский.

По его мнению, правоохранительные органы должны иметь сравнительно небольшую численность, хорошее техническое обеспечение, быть достаточно мотивированными для честной работы и заниматься только борьбой с реальной преступностью. Но не быть "механизмом силового воздействия на общество и политических оппонентов".

Полицейским важно создать достойные условия жизни,в частности, выплачивать должную заработную плату, отмечает Ходорковский. Однако, по его мнению, "вряд ли можно считать нормальной ситуацию, когда доходы младших офицеров сил правопорядка, только начинающих свою службу, в 2,5-3 раза превышают средние по стране, а зарплату молодых учителей, врачей, ученых - еще больше".

Тут же Ходорковский отвергает обвинения политических противников в том, что либералам чуждо понимание необходимости обеспечения безопасности страны в целом. "Социал-либералы никогда не ставили под сомнение необходимость достаточных расходов на национальную оборону. В то же время безопасность нашей страны в современном мире зависит, во-первых, от развития экономики, от демографии, от здоровья... У слабой страны и армия будет слабой", - считает автор статьи.

"Современному либералу совсем не чуждо понятие патриотизма, любви к Родине, готовность ее защищать", - подытоживает Ходорковский.

Следующая лекция экс-главы ЮКОСа запланирована на май, тема ее пока не раскрывается. Возможно, Ходорковский будет говорить о необходимости отказа от потребительской парадигмы, на данный момент мешающей решить вопрос об обеспечении растущих потребностей населения планеты требуемыми объемами ресурсов.

Наверх