Депутат Европарламента Кристийна Оюланд посетила прием по случаю празднования Пасхи на подворье собора Александра Невского.
Галерея: Оюланд поддержит «Александра Невского»
"Мы были немало удивлены, узнав, что идут переговоры о приобретении участка стоимостью более чем 20 млн евро в центре Парижа под строительство русской православной церкви, - сказал архиепископ Гавриил, настоятель собора Александра Невского в Париже. – И это в то время, когда у Кирилла (патриарха. – А.В.) есть другие заботы, кроме строительства храмов за рубежом, и мы знаем о них не понаслышке, так как собираем ежегодно 100 тыс евро для нуждающихся в России".
В этом месяце, во время празднования Пасхи на свет вышли многие аспекты трений, существующие между Православной Церковью в России и за рубежом. Традиционно, объединение православных церквей в Западной Европе имеет значительную свободу в отношениях с Константинополем и полностью независимо Московского патриархата.
«Так сложилось исторически, - продолжил владыко Гавириил. – Наш приход оформился благодаря белой эмиграции, потомки которой продолжают традиции отцов».
Стремление к роскоши, которое не только оправдывает, но даже продвигает Московский патриархат, рассуждая о дорогих часах патриарха Кирилла, его апартаментах, резко контрастирует с монашеской скромностью владыки Гавриила: крошечная бедно обставленная квартирка рядом с храмом сродни келье. Очевидно, что мысль о десятках миллионов, потраченных «на престиж», ему претят.
Усилия духовенства, по его мнению, должны быть направлены не на самоутверждение клириков, а на заботу о людях:
«Глядя на Московский патриархат, возникает вопрос о отвлеченности в светскую жизнь, в политику: государство не было и не должно быть соучредителем церкви», - убежден владыка.
«В России многие традиции были утрачены за годы советской власти, мы сохранили их и хотим поделиться нашим опытом, но, увы, замечаем обратное – нам навязывают авторитарные стандарты. В связи с этим вопрос свободы вероисповедания, независимости церкви от государства стоит с особой остротой. Нас интересуют души людей, а не выстраивание вертикалей власти. Сегодня же мы испытываем все больше давления из Москвы, чтобы войти в структуры партриархата», - сетует архиепископ.
Однако у Гавриила немало оснований и для оптимизма: наблюдается подъем интереса к Европейской православной церкви со стороны студенчества, молодежи.
«Мы рады, что среди наших прихожан столько замечательных эстонских юношей и девушек, - сказал владыка, обращаясь к почетной гостье - депутату Европарламента Кристийне Оюланд во время приема по случаю празднования Пасхи на подворье собора «Александр Невский». – Особенный интерес к религии у студенчества». Он сказал много лестных слов не только об эстонской, но и восточноевропейской молодежи, заметив, что их отличает глубокий интерес к религии, который не удалось истребить в советские годы.
«Свобода вероисповедания – среди основных прав человека, - напомнила присутствующим депутат Оюланд. Как и владыка, она считает, что тенденции к срастанию церкви и государства неприемлемы.
Она заверила гостей, что как депутат будет продолжать отстаивать гражданские свободы, в том числе и свободу верописповедания, независимость церкви от государства. В завершение Оюланд поблагодарила архепископа и за заботу об эстонской молодежи, и за огромную благотворительную работу, которая ведется с истинно христианской скромностью.
Во время приема депутат выслушала пожелания прихожан в частных беседах, побеседовала и с соотечественниками, в том числе с учащимися в Теологическом православном институте Святого Сергия в Париже.
Еще одной темой для обсуждения между архиепископом и депутатом стала лингвистика: владыка убежден, что не следует ставить знак тождества между русским языком и ортодоксальной верой: «Французский, голландский, английский или русский, - я считаю, что священники должны говорить с верующими на их языке. Для нас одинаково дороги все прихожане, мы привыкли к тому, что потомки белой эмиграции говорят по-французски, ведь вера в живых делах. В Париже мы любим многоязычие».
«Как эстонский депутат я рада, что мои соотечественники встречают такой теплый прием, заботу, поддержку со стороны Европейской ортодоксальной церкви, имеют возможность соприкоснуться с ценностями русской религиозной философии, бережно сохраненными, несмотря на тяготы и гонения», - сказала Оюланд в обращении к владыке, имея ввиду все 122 ортодоксальных прихода на территории ЕС. – Глубоко уважая ваше стремление сохранить традиции, я буду делать все зависящее, как член Европарламента, чтобы и дальше отстаивать свободу вероисповедания и независимость церкви от государства».
Париж