«Зачем нужна эта процедура? Можно ли теоретически смоделировать ситуацию, при которой иностранец является достаточно опасным для того, чтобы его лишить права голоса на муниципальных выборах, но при этом оставить жить в стране?», - задается вопросом Криштафович.
По его мнению, это, возможно, будет актуальным только для лиц с неопределённым гражданством, которых невозможно подвергнуть принудительной высылке. «Плюсы у этой идеи с регистрацией тоже есть, но их, по моему мнению, недостаточно», - объясняет Криштафович.
Главной пользой он считает то, что гражданин РФ, который публично осудил военные преступления путинского режима, автоматически подпадает под угрозу уголовного наказания у себя на родине. Это означает, что значительная часть тех, кто сегодня посещает эту страну, в будущем станут воздерживаться от поездок туда.
«Это однозначно правильное поведение, поскольку визиты в Россию в любом случае сопряжены с довольно высоким риском неправомерного преследования, а подписание декларации станет просто дополнительным напоминанием об этом», - считает Криштафович.
С другой стороны, он признает, что люди, которые не осознают риски, связанные с пребыванием на территории РФ сегодня, будут всё равно склонны недооценивать их и в будущем, пока репрессии не коснутся их лично или их близких.
«Я считаю, что право голоса на выборах в местные самоуправления должно сохраниться за гражданами страны, а также гражданами тех государств, с которым у Эстонии будут соответствующие двусторонние договоры», - подвел итог Евгений Криштафович.
По его словам, такая практика применяется в большинстве стран, и, хотя путинскую Россию к числу правовых государств мы не причисляем, нельзя не отметить, что и они установили у себя такой же принцип. Для изменения Конституции ЭР в этой части может понадобиться некоторое время.
Для граждан РФ и Республики Беларусь, в ситуации, когда их страны воюют против Украины, было бы более разумным установить законом хотя бы временные ограничения, чтобы не создавать им конфликт лояльности, который может сделать их дополнительной мишенью для преследования в их стране гражданской принадлежности.