Рейн Вейдеманн: мы возвращаемся к советской практике?

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Редактор: Dzd.ee
Copy
Рейн Вейдеманн
Рейн Вейдеманн Фото: Peeter Langovits

У члена Конституционной Ассамблеи и бывшего члена Рийгикогу, профессора Таллиннского университета Ивара Райга есть полное право расстраиваться по поводу вывешивания его фотографии в «картинной галерее» ежегодника КаПо, которая представляет авторов или интервьюируемых, фигурирующих в материалах российского телеканала Russia Today, где будто бы демонстрируется враждебное отношение к Эстонии, пишет профессор Таллиннского университета Рейн Вейдеманн в Postimees.

Вместо Райга там могла бы быть моя фотография, поскольку и я давал интервью и ПБК, и по возможности Russia Today. Речь ни в коем случае не идет о материалах, отражающих деятельность России по расширению сферы влияния, а о наклеивании ярлыков опасности и позора, скрытая, а может быть, и осознанная цель которых состоит в том, чтобы запугать граждан Эстонии, которые осмеливаются иметь и высказывать критическое мнение в отношении правительства. И осмеливаются делать это на всех легально действующих в Эстонии медиаканалах, давая комментарии аккредитованным здесь журналистам или дипломатам.

Déjà vu. Мы возвращаемся к советской практике, при которой партийные комитеты и органы госбезопасности оценивали каждое открытое критическое выступление или отклик на статью в эмигрантских изданиях? Я пережил это, будучи в 1970-х годах редактором университетской газеты и редактируя в середине 1980-х годов Vikerkaar. Попасть на «Голос Америки» означало точно оказаться среди «инакомыслящих».

«Вы же знаете, что против Советского Союза ведется идеологическая война, и ЭССР находится на ее передовой», - заявили мне, представив копию моей статьи в каком-то зарубежном эстонском или западном издании.

Кажется, что и сегодня критично настроенных граждан могут заклеймить по той причине, что их мнениями манипулируют российские СМИ, которые не упускают возможности дискредитировать политику эстонских властей или идеологически повлиять на местную русскоязычную общину.

А что делать, если это и так? Если по мнению правительства и подчиненных ему органов безопасности Эстонии угрожает исходящая из России негативная пропаганда?

Что теперь, давая интервью русскоязычным каналам, придется вести себя, как требовали в советское время, нанося ответный идеологический удар?

В такой стране ЕС, как Эстония, включенная во всевозможные западные системы безопасности и высоко стоящая в рейтинге свободы слова, связывать безопасность с умонастроениями – это все-таки анахронизм. Если, конечно, не ставится цель установить так называемую управляемую демократию или новую эпоху безмолвия. Задуматься об этом могла бы не только эстонская общественность, но и конституционная комиссия Рийгикогу и спецкомиссия по надзору за учреждениями госбезопасности.

Наверх