Сутроп: обозначать заключенных буквами по уровню владения языком – все равно что вешать евреям звезду Давида

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Урмас Сутроп
Урмас Сутроп Фото: Egert Kamenik / Postimees

Задача государства – защищать права и свободы каждого человека и в том случае, если государство само ограничило его свободу. Некоторое время назад я получил заставившее меня задуматься письмо от заключенного, который написал, что отбывает наказание «в силу обстоятельств». Кажется, что он осознал свою ошибку и отбывает наказание достойно. Но он не понимает, почему на него и других заключенных необходимо вешать какой-то особый ярлык. До сих пор было так, что наши заключенные носили на груди бейджик, на котором была фотография, имя-фамилия и год рождения. Его носили все и никого при этом не дискриминировали, пишет директор Института эстонского языка Урмас Сутроп в Postimees.

Унижать заключенных начали в феврале, когда некоторым заключенным на грудь добавили большую букву А, B или C. Эти буквы обозначали, насколько хорошо заключенные знают государственный язык. Русские, которые вообще не говорили по-эстонски, остались не обозначенными – им на грудь не повесили ничего. Те русские и заключенные других национальностей, которые чуть-чуть понимали по-эстонски, были обозначены буквой А. Заключенные, владеющие эстонским на среднем уровне, получили себе на грудь букву В. А эстонцам повесили на грудь букву С.

Эти три буквы напоминают уровни владения иностранным языком, где А означает наиболее низкий, а С – наиболее высокий уровень. Но эти уровни не имеют никакого отношения к родному языку и, тем более, к владению государственным языком. Заключенный указывает: «Конечный результат всего этого обозначения состоит в том, что у иноязычного нет никакого знака, а эстонцу его прикрепили в знак того, что он говорит на своей земле на своем родном языке, т.е. по-эстонски».

Заключенный пишет, что для него это крайне унизительно. Я выяснил в Министерстве юстиции, действительно ли это так. Оказалось, что да. Будто бы это инициатива самих заключенных. Я проконсультировался с Языковой инспекций. Они согласились со мной, что такое навешивание букв неправильно. Они просмотрели законы и другие документы, но так и не нашли ни одного, который мог бы обосновать такие действия.

Это напоминает мне Холокост, во время которого евреям прикрепляли на грудь желтую звезду Давида. В Эстонии евреев заклеймили таким образом 11 сентября 1941 года. Кроме того, евреям запретили пользоваться общественным транспортом, ходить в школу и по тротуару. Тех, кто не был убит до того, как ему нацепили звезду, убили потом. Чтобы такое никогда и нигде не повторилось, недопустимо вешать на людей ярлык из-за их национальности или родного языка. Необходимо избегать такого мышления, которое позволяло бы прикреплять к людям какие-то знаки на основании их этнической или языковой принадлежности.

Я обратился по этому вопросу к канцлеру юстиции, который ответил, что моего заявление из-за юридических нюансов недостаточно для начала его расследования. В связи с этим он не станет его рассматривать. В утешение он написал, что примет информацию к сведению и готов начать расследование при появлении уточняющих фактов.

Я призываю общественность отказаться от клеймения людей – в том числе заключенных – на основании их национальности или родного языка.

Наверх