Генетически модифицированных растений в Эстонии не выращивают, но животным уже дают ГМ-корм

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Редактор: Dzd.ee
Copy
Фото: SCANPIX

Проблема генетически модифицированных организмов (ГМО) все чаще рассматривается в Европе. Разобраться с тем, что такое ГМО и «с чем его едят», нам помог старший научный сотрудник кафедры биоорганической химии ТТУ Генадий Кобзарь, пишет «МК-Эстония».

Обыватель, услышав сочетание слов «генный» и «модификация», наверняка представляет себе бригаду ученых-биологов и селекционеров, эксперементирующих со структурой тканей. Большая лаборатория, все в белых халатах, кругом пробирки, препараты. Что ж, с навязыванием образов Голливуд постарался. Но так ли это?

ГМО создают в лабораториях с помощью методов генной инженерии – путем введения в геном клеток какого-нибудь организма генов из клеток другого организма. Причем они могут быть совершенно разными. Например, гены насекомого можно ввести в клетки растения. Для чего это делается?

Растения с «чужими» генами приобретают устойчивость к гербицидам, вредителям и патогенам, их плоды способны долго храниться при комнатной температуре, имеют повышенную питательную ценность или другой вкус и т.д.

Противники ГМО критикуют выведение растений такими способом за то, что методы генной инженерии не позволяют контролировать место встраивания нового гена в генноме клетки, и считают, что новый ген может привнести в организм не только новые свойства, связанные с ним, но и повлиять и на работу других генов в клетке, и при этом могут появится растения с неизвестными свойствами.

Самый распространенный продукт генной инженерии – соя. У большинства сортов ГМ-сои содержится ген, который делает растения невосприимчивыми к действию гербицидов. На полях, где выращивается такая соя, применяя гербициды, можно избавиться от сорняков, не нанося вреда растениям. Созданы также линии кукурузы с этим геном. Однако недавнее исследование показало, что гербицид, используемый на полях, где выращиваются ГМ-соя и кукуруза, вызывает серьезные нарушения репродуктивной функции как у самок, так и самцов лабораторных крыс. Подобное исследование на репродуктивную систему человека пока не проводилось.

Только лабораторный анализ генетического материала в продукте позволяет точно распознать ГМО.

Большая часть производимой в мире сои, а также кукурузы, является ГМ. На складах ГМ-соя может смешиваться с традиционной соей и поэтому последняя может содержать какое-то количество ГМО. Кроме того, если ГМО и традиционная культура того же вида растут на полях, расположенных недалеко друг от друга, то пыльца ГМО может опылить традиционную культуру и привнести в нее свои гены. Поэтому традиционная соя тоже может содержать какое-то количество ГМО.

Если ГМО в традиционном продукте не превышает допустимый нормы, то такой продукт не маркируется как содержащий ГМО. Поскольку сою используют в кондитерских изделиях, в соусах и других продуктах, то следует обращать внимание на то, из каких компонентов состоит продукт.

По данным Министерства сельского хозяйства, в Эстонии не выращиваются ГМ-растения для производства сельхозпродуктов. Однако для животноводства в страну завозят приготовленные из ГМ-растений корма. Некоторые исследователи высказывали предположение, что при кормленнии животных гены такого корма могут попасть в клетки бактерий кишечика, в ткани животных. Но данных относительно опасности подобных продуктов животноводства тоже пока нет.

Мнения специалистов относительно безопасности ГМО противоречивы. Большая часть молекулярных биологов утверждает, что такие продукты ничем принципиально не отличаются от тех, что выведены обычной селекцией, и поэтому безопасны.

Экологи и биологи других специальностей выступают против ГМО, опасаясь, что они могут принести вред не только организму животных и человека, но и целым экологическим системам.

На заре становления отрасли ГМО в США были очень строгие меры проверки безопасности этих продуктов, прежде чем их разрешали выращивать на поле. При президенте Клинтоне для ускорения развития этой отрасли были значительно упрощены тесты на безопасностьость, и началось активное распространение ГМО не только в Америке, но и по всему миру. Особенно большое сопротивление это вызвало в Европе. Стали публиковаться исследования, указывающие на вредное действие ГМО на насекомых и животных. Однако, несмотря на важность проблемы, таких исследований проводится крайне мало, а на основании имеющихся трудно дать определенное заключение.

К тому же сторонники ГМО подвергают сомнению результаты подобных исследований, и утверждают, что ГМО могут в принципе вызывать только аллергические реакции, но прежде, чем ГМО допускаются до коммерческого использования, они проходят соответствующую проверку.

В Эстонии содержание ГМО необходимо указывать на этикетке продукта. Обозначение должно быть и в том случае, если, например, генмодифицированное масло использовалось для выпечки кондитерских изделий. Однако, как говорят специалисты и скептики, можно усомниться, что все производители придерживаются этих правил.

Статья целиком – в еженедельнике «МК-Эстония»

Ключевые слова

Наверх