Skip to footer
Редактор дня
(+372) 666 2304
Cообщи
Для подписчиков

Обсуждается минирование границы Эстонии и России: случится ли это уже скоро?

Обновлено 02.04.25

Латвия стала первой страной на Балтике, которая начала процесс снятия запрета на использование противопехотных мин. МИД соседней страны утверждает, что использование таких боеприпасов позволит «задержать массовое продвижение войск России». Rus.Postimees узнал, когда в Эстонии будут минировать границу с Россией.

18 марта министры обороны Эстонии, Латвии, Литвы и Польши заявили о необходимости отмены запрета на использование противопехотных мин. Запрет на использование боеприпасов, которые в последние три года показали свою эффективность в отражении военной агрессии РФ в Украине, регулируется международным договором, известным как Оттавская конвенция.

Аргументы «за»

«С момента ратификации Конвенции о запрете противопехотных мин ситуация с безопасностью в нашем регионе существенно ухудшилась. Военная угроза для стран-членов НАТО, граничащих с Россией и Беларусью, значительно возросла, - говорится в совместном заявлении руководителей военных ведомств Таллинна, Риги, Вильнюса и Варшавы. - Мы считаем, что в нынешней ситуации в сфере безопасности крайне важно обеспечить нашим силам обороны гибкость и свободу выбора новых систем вооружений и решений для укрепления уязвимого восточного фланга альянса».

Представители министерств обороны стран Балтии и Польши на закрытом пограничном пункте Силене (Литва, граница с Беларусью, сентябрь 2024 года).

«Этим решением мы посылаем четкий сигнал: наши страны готовы и могут использовать все необходимые меры для защиты нашей территории и свободы», - сказано там же.

Полный текст заявления доступен на сайте Минобороны.

Оттавская конвенция

Оттавская конвенция была принята 18 сентября 1997 года и вступила в силу 1 марта 1999 года. Конвенцию подписали 164 государства, включая все страны Европейского союза. Не подписали конвенцию в том числе Россия, США и Китай, которые являются крупнейшими производителями этих боеприпасов.

Литва взяла на себя обязательства по запрету на использование, производство, импорт и экспорт противопехотных мин первой из стран Балтии - в 2003 году. Эстония присоединилась к конвенции о запрете противопехотных мин год спустя - в 2004, а Латвия - в 2006. Польша сделала это только в 2012 году.

Министерство обороны Эстонии напоминает, что подписавшая Оттавскую конвенцию страна берет на себя обязательство никогда и ни при каких условиях:

(a) не использовать противопехотные мины;

(b) прямо или косвенно не разрабатывать, не производить, не приобретать иным способом, не накапливать, не хранить и не передавать противопехотные мины кому-либо;

(c) никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать кого-либо к действиям, запрещенным конвенцией.

Дальнейший процесс выхода Эстонии из Оттавской конвенции будет координироваться в МИД.

Намеки с востока и юга

20 марта на это заявление отреагировали в Москве.

Москва примет меры для обеспечения национальной безопасности после выхода Польши и стран Балтии из конвенции о запрете противопехотных мин, заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

«Активные усилия Польши и стран Балтии по выходу из конвенции, конечно, приведут к дальнейшей эскалации напряженности в Европе, деградации ситуации в области региональной и международной безопасности», - откликнулась Захарова на инициативу министров обороны стран Балтии и Польши.

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

Всего через пять дней после этого окрика из Москвы правительство Латвии поддержало выход страны из-под запрета на использование мин.

Замещающий министра иностранных дел, глава МВД Рихард Козловскис попросил коллег рассмотреть этот вопрос в срочном порядке и первым по счету на заседании Сейма в четверг, 27 марта. В повестке заседания парламента Латвии этот вопрос действительно стоит на первом месте.

«Нападение России на Украину, незаконная аннексия территорий и массовые военные преступления, а также неоднократные угрозы в адрес стран Балтии вызывают фундаментальные изменения в ситуации с безопасностью, требуя от Латвии готовности к полноценной обороне, - сказано в пояснительной записке к законопроекту латвийских депутатов. - Учитывая, что США не являются участником Оттавской конвенции и многие союзники по НАТО оказывают военную помощь Украине, такой шаг не будет противоречить стратегическим интересам Латвии в рамках НАТО».

Законопроект соответствует принципам коллективной обороны НАТО и оборонной стратегии Латвии, утверждают латвийские парламентарии.

«Хотя Оттавская конвенция является международным соглашением, она не имеет обязательной силы для НАТО», - уточняют авторы документа о выходе Латвии из запрета на использование противопехотных мин.

В отличие от Эстонии, где за реализацию отказа от запрета отвечает МИД, в Латвии за этот закон должны отвечать Министерство обороны и Национальные вооруженные силы, «которые разработают необходимые нормативные акты и обеспечат их реализацию», считают авторы документа.

Министр обороны Андрис Спрудс назвал это важным шагом, а премьер Эвика Силиня подчеркнула, что нужно быть готовыми ответить на вопрос, будет ли Латвия производить мины сама или же их будет производить Польша.

При этом глава правительства соседней с Эстонией страны подчеркнула важность объяснения обществу того факта, что мины не будут размещены моментально, и принятые решения не создают угрозы населению. Снятие юридических препятствий дает свободу действий в случае необходимости.

Латвийский МИД, сославшись на военные действия в Украине, отметил, что неуправляемые противопехотные мины в сочетании с другими минами и системами вооружений способны задержать или приостановить массовое продвижение войск России.

Латвия уже включила в свои оборонительные планы использование на границах противотанковых мин, ранее напомнил Postimees, пытаясь найти аналогичные решения в планах Минобороны Эстонии.

Обновление (27.03.25 14:50)

Сейм Латвии принял в первом чтении законопроект правительства о выходе страны из Оттавской конвенции. Документ был внесен накануне. Аналогичный законопроект группы депутатов, который появился еще 18 марта, был отклонен. «Совершив полномасштабную агрессию против Украины 24 февраля 2022 года, Россия наглядно показала, что не уважает территориальные границы суверенных государств и международное право, в том числе принципы, содержащиеся в Уставе ООН, - заявил глава МВД Латвии Рихард Козловскис. - По оценке Латвийской Республики, неуправляемые противопехотные мины в сочетании с другими минами и системами вооружения повышают обороноспособность, которую невозможно заменить альтернативными решениями».

Эстония не спешит

На данный момент о внесении в Рийгикогу законопроекта, аналогичного латвийскому, не сообщалось. При этом в нашей стране о необходимости выхода из Конвенции о запрете противопехотных мин говорят давно, правда, только отдельные политики. Так, член комиссии Рийгикогу по обороне Раймонд Кальюлайд заявил об этом еще четыре месяца назад.

«Мы встретились с представителями как Израиля, так и Украины, которые борются за свою жизнь. Нам, безусловно, нужно подумать, разумно ли в нынешней ситуации налагать на себя ограничения», - говорил Кальюлайд в ноябре 2024 года.

От соответствующих решений Эстонию тогда сдерживали «только внешнеполитические соображения», говорил нам глава комиссии Рийгикогу по обороне Калев Стойческу. Для использования мин необходима «военная рекомендация», а для минирования границы с Россией - такая «оценка угрозы», которая «укажет на высокую вероятность неминуемой агрессии», уточнял Стойческу.

После этого к дискуссии подключилась Литва. В начале 2025 года министр обороны этой страны заявил о необходимости единой позиции всех стран Балтии по использованию противопехотных мин, а заместитель председателя Комитета Сейма по национальной безопасности и обороне (КНБО) Лауринас Кащюнас указал на нерешительность правительства.

«В ходе дискуссии по противопехотным минам мы руководствовались принципом, что решения, касающиеся Оттавской конвенции, должны приниматься в регионе солидарно и совместно, - спустя два месяца ответил коллеге Ханно Певкур, утверждая, что риски для гражданского населения будут учтены. - Естественно, Эстония и наши региональные союзники сохранят приверженность соблюдению международного гуманитарного права и защите гражданского населения даже после нашего выхода из Оттавской конвенции».

Ханно Певкур в 2025-м году.

Rus.Postimees попросил Министерство обороны уточнить, есть ли по этой теме диалог с коллегами в Департаменте полиции и погранохраны (PPA) и учитываются ли минные инициативы военного ведомства при строительстве забора на границе с Россией. Очевидно, что для создания минных заграждений, когда и если они понадобятся, необходима закрытая для гражданских лиц зона вдоль линии государственной границы.

О том, что забор достроят к 2027 году, в PPA сообщали в начале марта. Однако 26 марта в эфире Rus.Postimees новый глава МВД Игорь Таро заявил, что еще предстоит «найти средства, чтобы достроить все отрезки забора».

Кроме того, мы уточнили у Минобороны, при какой ситуации военные дадут рекомендацию на использование мин, и есть ли сейчас ограничения, которые мешают установке минных заграждений вдоль водной границы на Чудском озере. Не секрет, что из 333 километров границ с РФ 126 проходят по акваториям Псковско-Чудского водоема. Кроме того, есть 142 километра границы в Финском заливе.

«В настоящее время у нас нет планов по разработке, накоплению или применению ранее запрещенных противопехотных мин, и это решение основано на рекомендации командующего Силами обороны», - ответил представитель Министерства обороны Роланд Муроф.

«Эстония поддерживает тесные отношения с Латвией, Литвой и Польшей как по Оттавской конвенции, так и по превентивным мерам. В прошлом году страны Балтии приняли решение о совместном создании защитной зоны Балтийского моря, при этом каждая страна несет ответственность за ее создание самостоятельно в соответствии со своими национальными правилами и возможностями. Мины и другие взрывчатые вещества, а также различные заграждающие материалы размещаются на границах Эстонии, когда мы видим военную угрозу, требующую немедленного реагирования», - продолжает подчиненный Ханно Певкура.

«В Эстонии не так много приграничных территорий, где можно было бы устанавливать мины в мирное время. Это опасно, особенно для нашего собственного народа. В мирное время речь идет в первую очередь о строительстве бункеров и опорных пунктов, где собираются различные материалы для размещения на границе в случае необходимости», - закончил свой комментарий Роланд Муроф.

О том, как учитываются при строительстве забора на границе сценарии, при которых граница должна быть заминирована, и что Минобороны думает о минировании водных участков границы, представитель Минобороны не ответил.

К Рождеству

Уже после публикации этого материала председатель Комитета по национальной обороне Рийгикогу Калев Стойческу сообщил Rus.Postimees, что процесс выхода Эстонии из Оттавской конвенции может продлиться до конца 2025 года.

Эксперты без погон

Эстонии необходимо минимум 100 000 мин, сказал Postimees офицер в отставке и член Рийгикогу Лео Куннас.

«Они оказывают серьезное влияние, в том числе психологическое. Всегда есть возможность использовать вместе с минами и муляжи», - говорит эксперт.

Ранее Эстония уже начала закупать муляжи других видов оружия, включая надувные танки.

Рабочий готовит надувной муляж танка, который используется для отвлечения внимания противника при атаках. 6 марта 2023 года, Дечин, Чехия.

«Сейчас мы не производим противопехотные мины, но если такое решение будет принято, следующим этапом станет создание двух-четырех типов мин. Учитывая уровень технологий, предполагаю, что эти мины будут оснащены механизмом самоуничтожения», - добавил Куннас, уточнив, что тогда солдатам не пришлось бы постоянно следить за этими минами, подрывать их контролируемым образом по радио в условиях, когда российская сторона создает помехи радиосвязи.

Где боеприпасы?

13 марта министр обороны Ханно Певкур сообщил на пресс-конференции правительства, что уже в этом году в Эстонии начнется производство первых отечественных мин направленного действия. Министр даже указал точку на карте страны, где появится такое производство. 20 марта он же сообщил, что после встреч со многими заинтересованными в производстве боеприпасов лицами, «мы все еще находимся на пути к тому, чтобы начать производство снарядов в Эстонии не позднее конца 2026 или начала 2027 года».

Лео Куннас полагает, что сам по себе выход из Оттавской конвенции в качестве политического жеста и сдерживающего фактора, без наличия самих мин, организации их производства и соответствующей подготовки военных не будет иметь никакого веса.

«Если у нас не будет возможности добавить эти же противопехотные мины к нашим инженерным заграждениям и оборонительным сооружениям, не будет и сдерживающего фактора, - подчеркнул Куннас, который считает, что создание такого потенциала займет не менее двух-трех лет. - Если мы этого не сделаем, это обязательно сделают финны. Безусловно, противопехотные мины должны быть органичной частью системы обороны».

Иллюстративное фото. Предупреждение о минах на пляже в Одессе, Украина, 2024 год.

Эксперт по безопасности Меэлис Ойдсалу в свою очередь заявил, что если просто разбросать мины на границе, не предпринимая других действий в рамках Балтийского оборонительного рубежа, это будет похоже на нанесение увечий самим себе.

«Важно, чтобы политики не обязывали нас покупать и устанавливать мины, если военные не считают это безопасным и необходимым с точки зрения военного эффекта, - отмечает Ойдсалу. - Противопехотная мина - это крайне пассивная и чисто оборонительная мера. Уже сам факт обсуждения этих мин в таком контексте показывает, насколько политизированы дебаты вокруг Оттавской конвенции».

Экс-командующий Силами обороны генерал Мартин Херем подчеркивает, что мины не могут заменить боеприпасы.

«Улучшат ли противопехотные мины нашу ситуацию, повлияют ли на цели, которые мы хотим поражать с расстояния 20 километров? Я считаю, что они не заменят боеприпасы ни на грамм, ведь сами по себе они не уничтожают противника. И уж тем более они бесполезны против артиллерии, огня с закрытых позиций и авиаударов», - предупреждает он.

Командующий Силами обороны Эстонии в 2018-2024 годах Мартин Херем.

Эстонии сначала нужны законы, упрощающие производство мин и сами мины, прежде чем делать громкие заявления, уверен Маргус Саммельсаар, лауреат прошлогодней премии для молодых инженеров, в настоящее время занимающийся разработкой беспилотной системы обороны в Украине.

«Эстония в вопросах минной войны отстала от времени, - говорит Саммельсаар Postimees. - Кроме Eesti Arsenal, который производит мины, здесь никого нет, и поэтому, хотя выход из Оттавской конвенции был правильным шагом, он был бы сделан в неправильном порядке. То есть он был сделан до того, как тут удалось бы развить противопехотный потенциал и создать для него соответствующее правовое пространство».

«Через полгода Россия может раскидать дистанционные мины по всей Эстонии, никто и покашлять не успеет, - продолжает Маргус Саммельсаар. - Теперь никто не сможет осудить Россию за применение этого оружия. Мы же сами первые подняли этот вопрос».

«Безусловно, предпримем ответные шаги в целях обеспечения национальной обороны и безопасности в том числе военно-технического характера», - неделю назад заявила официальный представитель МИД РФ Захарова, не уточняя, что конкретно будет делать Москва после выхода стран Балтии из Оттавской конвенции о запрете противопехотных мин.

«В Эстонии влажный климат с сильными перепадами температуры летом и зимой. В таком климате мины будут быстро приходить в негодность и нужно будет постоянно их менять и утилизировать. Перманентный контроль минных заграждений требует штата саперов, которые будут подвергаться риску гибели. От взрывов мин будут гибнуть дикие животные, которые обитают в приграничной полосе. И даже если представить, что Силы обороны создали такие минные поля, у противника есть много разной техники для быстрого прокладывания коридоров через минные заграждения», - на условиях анонимности комментирует Rus.Postimees эту проблематику военный эксперт из России, который является противником Путина и войны в Украине.

«Это классические советские установки "Змей Горыныч", которые быстро делают проходы на глубину в 80 метров, новейшие машины дистанционного разминирования "Листва" и "Тосочка", которые прокладывают путь для боевой техники шириной в 50 метров и глубиной на сотни метров вперед. Если противник Эстонии решит прорваться через границу, он сделает это с легкостью», - говорит наш собеседник.

15М107 «Листва» - российская машина дистанционного разминирования (МДР) на базе бронекорпуса СБА-60-К2 «Булат», относится к оружию на новых физических принципах (микроволновое оружие).

Страдать от этих минных полей будет прежде всего бюджет Эстонии, который постоянно будет спонсировать их поддержку и создание, а также саперные подразделения и дикие животные, уверен эксперт.

«Российскую армию этот минный креатив точно не остановит», - категоричен наш собеседник.

Мин нет, но уже «взрываются»

Публичное обсуждение перспектив создания минных полей в странах Балтии моментально стало обрастать фейками.

Представитель литовского Национального центра управления кризисами Дарюс Бута сообщил, что в понедельник межведомственная группа аналитиков Литвы зафиксировала распространение в российских Telegram-каналах сфабрикованной истории о мужчине, якобы погибшем на границе в результате подрыва на мине.

«Департамент полиции Литвы и Служба охраны государственной границы Литвы сообщили, что подобного случая не было. В принципе такого события не могло быть, поскольку Литва только начала процесс выхода из Оттавской конвенции, запрещающей применение противопехотных мин», - цитировали Бута литовские журналисты, которым пришло письмо с этой выдуманной историей.

Убить можно и словом

О том, что Россия создает новые медиа-ресурсы для распространения дезинформации, помимо тех СМИ, которые ранее подпали под санкции ЕС, Rus.Postimees сообщал на примере истории кремлевского пропагандиста Андрея Лучиди, который пытался вывезти из Эстонии в РФ беспилотник.

Комментарии
Наверх