Дела российских представителей в Парламентской ассамблее Совета Европы идут из рук вон плохо, констатирует пресса. Накануне делегация РФ не сумела отстоять свою точку зрения. Резолюция, содержащая среди прочего неприятный для Москвы призыв к ООН ввести эмбарго на поставки в Сирию оружия, была принята почти единогласно. А уже сегодня Москву ожидает еще одна неприятность: ПАСЕ может санкционировать международное расследование дела Сергея Магнитского.
Россия потерпела "чувствительное поражение" в ПАСЕ
Пытаясь смягчить жесткую резолюцию по Сирии, парламентарии от РФ предложили сразу 11 поправок, но все они были отвергнуты. Документ был принят практически единогласно - против выступили только трое членов российской делегации, как следует из отчета, размещенного на сайте ПАСЕ.
Россия потерпела чувствительное поражение, отмечает "Коммерсант": проект сирийской резолюции оказался предельно жестким. "ПАСЕ потрясена ситуацией в Сирии, где в результате жестокого подавления выступлений сторонников демократических преобразований авторитарным сирийским руководством погибли более 11 тысяч человек",- говорится в первых же строчках документа.
В нем решительно осуждаются "систематические и грубые нарушения прав человека, равносильные преступлениям против человечности", со стороны Сирийской армии и сил безопасности, которые "используют силу против мирных граждан", "осуществляют произвольные казни и убийства участников протестов", применяют пытки и сексуальное насилие, в том числе в отношении детей. Ассамблея требует расследования всех преступлений против человечности, настаивая на том, что преступники должны предстать и перед Международным уголовным судом.
В девятом пункте резолюции ПАСЕ фактически выносит режиму Башара Асада приговор: "У диктаторского режима, десятилетиями притеснявшего сирийский народ, нет будущего... Очевидно, что существование режима Асада подходит к концу, что возлагает серьезную ответственность как на международное сообщество, так и на оппозицию внутри страны". А уже в десятом пункте ПАСЕ призывает к мирному будущему Сирии - без президента Асада.
В седьмом пункте документа ПАСЕ отмечает, что мирный план Кофи Анана выполняется не полностью. В связи с этим предлагается ввести эмбарго на поставки оружия в Сирию: "Сирийский народ должен обладать возможностью свободно строить свое будущее. Для содействия этой цели ПАСЕ призывает Совбез ООН ввести эмбарго на поставки оружия и сопутствующих материалов в Сирию".
Глава делегации Алексей Пушков предлагал удалить этот пункт целиком, как и обращение ПАСЕ к ООН, которое напрямую касается интересов России, имеющей обширные военные контракты с Дамаском. Вычеркнуть из резолюции просили и пункт об отсутствии будущего для Асада. Пушков предлагал также поменять формулировку "жестокое подавление выступлений сторонников демократических преобразований авторитарным руководством" на фразу "жестокий внутренний конфликт". Всего глава делегации РФ брал слово 11 раз - по числу российских поправок. И раз за разом большинством голосов ассамблея отвергала инициативы делегации. Попытки членов российской делегации объяснить, что позиция Москвы "направлена на то, чтобы трансформация сирийского режима происходила в мирной форме", никого не убедили, отмечает "Коммерсант".
Москва рассчитывает на международных наблюдателей
В Москве принятие резолюции ПАСЕ пока не прокомментировали, но при этом заявили, что введение санкций против Сирии является "контрпродуктивным". "Я думаю, что это контрпродуктивные заходы", - цитирует РИА "Новости" замглавы МИДа РФ Михаила Богданова. Дипломат комментировал сообщения о том, что против Дамаска может быть применена 7-я глава Устава ООН ("Действия в отношении угрозы миру, нарушение мира и актов агрессии"), предусматривающая применение по решению Совбеза как санкций, так и вооруженных сил для поддержания или восстановления мира и безопасности.
"Буквально сегодня наш министр принимал делегацию Народного фронта за освобождение и перемены в Сирии. Нам представляется, что у оппозиции есть концептуально разные подходы и взгляды на ситуацию. Нам представляется, что наиболее перспективным и единственным вариантом избежания гражданской войны является общенациональный диалог", - отметил дипломат.
Прекращение огня, вывод войск - эти вопросы, по словам Богданова, должны сопровождаться практическим действиями, "которые должны состоять в том, что все сирийские конструктивные политические силы должны сеть за стол переговоров и договориться между собой относительно будущего страны".
В настоящее время основные надежды Москвы на разрешение сирийского конфликта строятся на реализации положений резолюции Совбеза ООН о направлении в Сирию миссии международных наблюдателей. "С удовлетворением констатируем, что прибывшая в Сирию первая группа наблюдателей (среди них есть российский офицер) уже сыграла стабилизирующую роль. Рассчитываем, что в скором времени численный состав Миссии достигнет утвержденных параметров - 300 человек", - говорится в заявлении официального представителя МИДа РФ Александра Лукашевича, опубликованном на сайте ведомства.
Новая "неприятность": ПАСЕ берется за дело Магнитского
Сегодня Москву вполне может ожидать еще одна неприятная новость из ПАСЕ. Стало известно, что голландец Питер Омтзигт инициировал запрос к Ассамблее с просьбой рассмотреть возможность подготовки доклада, посвященного делу Магнитского. Автор запроса называет смерть юриста "убийством" и обращается к властям РФ за содействием в этом вопросе.
"Ассамблея впервые обратила внимание на дело Магнитского еще в октябре 2009 года, когда он был жив. Ассамблея теперь должна объединить усилия с властями РФ для подготовки доклада, в котором будут прояснены все детали этого вопиющего инцидента", - говорится в запросе Омтзигта, поступившем в ПАСЕ 24 апреля.
Под обращением подписались 69 делегатов ПАСЕ. Будет ли дан ход этому запросу, станет ясно уже сегодня.