Cообщи

Андрес Ноормяги: Жилье в Нарва-Йыэсуу местному жителю не по карману

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Андрес Ноормяги
Андрес Ноормяги Фото: Евгения Зеленская

Об Усть-Нарве принято говорить как о городе курортном, пишет еженедельник "Инфопресс". И действительно – небольшой городок у моря с населением в три тысячи человек славится своим воздухом, сосновым бором и СПА. О том, чем живет сегодняшний Нарва-Йыэсуу, о проблемах, достижениях и планах – наше сегодняшнее интервью с мэром города Андресом Ноормяги.

- Давайте сразу об «изюминке» Нарва-Йыэсуу, и чего уж греха таить, о том, что делает городу имидж и приносит доход – о туризме. Что за последнее время изменилось в этом плане, какое место город занимает на туристическом рынке страны, и кто он – турист, предпочитающий отдыхать в Нарва-Йыэсуу?

 - Знаете, я начну несколько издалека. Давайте проследим историю города, которому в нынешнем году исполняется 137 лет. Без понимания этапов развития и становления города мы ничего не узнаем об истории туризма.

Итак, 137 лет назад город Нарва-Йыэсуу был создан. Важно знать, что он был создан искусственно, он не возник, как другие города, на перекрестке каких-то торговых путей. Город все время развивался, за исключением того времени, когда происходили какие-то грандиозные события. После них все останавливалось примерно на пятнадцать лет.

Итак, во времена царской России (с 1875 года) здесь начали строить дороги, первыми туристами стали люди из Петербурга. Впрочем, туристами в современном понимании их назвать сложно, раньше люди приезжали сюда не на неделю-две, а проводили здесь все теплые месяцы…

После революции жизнь остановилась, как я уже сказал, на пятнадцать лет. Затем в тридцатые годы, несмотря на «великую депрессию», дела в этом смысле у Нарва-Йыэсуу, как у курортного города, шли отлично. Так продолжалось до войны. Туристами в разное время были шведы, финны и почему-то чехи. После войны – опять затишье на пятнадцать лет. И в 60-е годы – резкий подъем и приток отдыхающих. Доходило до того, что Нарва-Йыэсуу в день посещали 37 тысяч клиентов-туристов – из соседнего Санкт-Петербурга и вообще со всего Советского Союза, когда людей, работающих на больших заводах, просто отправляли сюда в здравницу.

Потом – развал СССР, и опять – «правило пятнадцати лет». И вот сейчас можно говорить о новом этапе развития Нарва-Йыэсуу, который начался в 2008 году, когда был построен комплекс «Мересуу», признанный лучшим объектом года во всей Эстонии.

- Так все-таки откуда сейчас идет основной туристический поток?

- Российский рынок растет, безусловно. Этот рост составляет примерно 30-40% в год. Но сегодня у нас еще больше туристов из Эстонии! В санатории, например, почти 80% клиентов – это люди из разных уголков нашей страны, в «Мересуу» - половина туристов – россияне, есть и финские туристы, число которых, кстати, тоже растет из года в год.

- Проект создания крупнейшего водного парка в Нарва-Йыэсуу сейчас «законсервирован». Это связано с экономическим кризисом. Но есть надежда, что аквапарк все же будет построен?

- Да, безусловно. От этого мы не отказываемся. Земля зарезервирована, и когда экономика поднимется, мы обязательно его построим. Когда мы задумывали этот проект, то хорошо изучили рынок, выяснили, что у нас очень неплохое местоположение для того, чтобы предлагать именно такой вид отдыха. В радиусе двухсот километров – Россия.

Вода и канализация – «головная боль» Усть-Нарвы

Сейчас водоканализационные сети курортного города обслуживает акционерное общество AS Narva Vesi.

Водопровод, построенный в 60-80 годах прошлого столетия, находится в плачевном состоянии. Потери воды, «хлюпающие краны» (причина кроется в том, что вода из источника богата газами, несмотря на то, что газы должны нейтрализоваться в скважине и трубопроводе, вода зачастую доходит до потребителя в своем «оригинальном» состоянии), примесь ржавчины – все это проблемы, которые надо решать.

С канализацией дела и вовсе обстоят плохо. Единой системой пользуются лишь 63% жителей. Канализационные трубы, установленные в 1970-1990 годах, являются очень старыми и практически непригодными.

- Давайте теперь о проблемах. Не секрет, что одна из них – это водоснабжение и канализация. И известно, что вскоре начнется реновация этих систем в рамках большого проекта…

- Да, совместно с нашим оператором – Narva vesi – мы ходатайствовали о проекте реновации. И можно сказать с уверенностью, что, несмотря на все задержки, работы по этой части начнутся уже в нынешнем году. Часть денег – это собственное финансирование города. По проекту к концу 2014 года огромная работа по реконструкции водопроводно-канализационной системы будет окончена, в результате в городе улучшится качество питьевой воды и системы сточных вод не будут угрожать природе.

- Перед тем, как поддержать проект, в городском собрании Нарвы шли горячие обсуждения. В том числе выражалось мнение, что Нарва-Йыэсуу просто «не потянет» финансовую нагрузку и не сможет поэтому выполнить условия проекта.

- В ответ на такие разговоры хочу сказать, что насчет нас беспокоиться не надо. Наша экономика в хорошем состоянии. На сегодняшний момент у самоуправления не ни цента долга, тогда как другие из-за каких-то политических амбиций брали кредиты, что-то строили, и теперь в долгах. У нас этого, к счастью, нет, так что со своими финансовыми обязательствами справимся без проблем.

- Чем живет город, когда заканчивается курортный сезон и начинается «зимняя спячка»?

- Конечно, туристов в «не сезон» гораздо меньше, чем обычно, но они есть. Именно поэтому нужны новые крупные СПА-центры, аквапарки, чтобы туристический поток меньше зависел от сезона. Кроме того, мы хотим развивать и торговлю, планируется строительство двух крупных торговых центров на территории города. Думаем и над «изюминкой» именно наших торговых центров, чтобы привлечь в Нарва-Йыэсуу и покупателей ближайших окрестностей, а не только россиян, приезжающих сюда на отдых.

- У Нарва-Йыэсуу есть еще одна особенность – точнее, была когда-то. Уникальная архитектура. К сожалению, от деревянного зодчества практически ничего не сохранилось. Город как-то учитывает этот факт, есть идеи, с помощью которых можно сделать город краше?

- Да, такие идеи есть. Мы стараемся эту уникальность как-то городу вернуть. Если вы посмотрите на новое здание рядом с городской управой, то увидите, что там есть элементы деревянного зодчества – перила выполнены с использованием витиеватого узора. Мы хотим и дальше продолжить делать упор на уникальность и своеобразие архитектуры курортного города.

- Раз вы коснулись темы жилья, то спрошу, надо ли строить в городе новые жилые дома? И есть ли такие предложения?

- По существующей общей планировке есть возможность создания семисот новых участков под строительство жилья. Это касается частного сектора, конечно. Эта земля пока еще находится в собственности государства и потому не развивается. Мы работаем над тем, чтобы привлечь сюда людей. Но специфика нашего города заключается в том, что жилье здесь для местных людей очень дорогое. Оно не дорогое для богатого россиянина, который тут покупает частный дом, но если здесь захочет купить городскую квартиру средний житель Эстонии, то цена, безусловно, оттолкнет. Это мы и сейчас наблюдаем – если частный бизнес строит тут новый многоквартирный дом, то максимальная доля квартир, которые будут принадлежать эстоноземельцам – 20%. Все остальное купят питерцы. К сожалению, это есть. Но мы пытаемся выкупить у государства часть земли в собственность города. И это очень важно, мы в конечном счете станем конкурентами спекулянтам, которые скупают земли у государства на торгах, и потом цену ставят в три раза больше. Такую, что купить землю здесь может только очень богатый человек, в основном, из России. Если земли купим мы (раньше самоуправлениям было запрещено скупать земли жилого назначения, теперь такая возможность появилась), то нам не так важно будет перепродать эти земли, выручив в три раза больше денег. Нам важно будет продать эти земли с каким-то условием. Например, условием может быть то, что человек тут живет и платит налоги в казну города. Такую политику мы собираемся вести в ближайшие годы. Возможно, тогда жилье в Усть-Нарве для местных покупателей станет доступнее.

- Как город готовится к пляжному сезону?

- У нас есть одно преимущество – мы не заказываем услуги по уборке, этим занимается сам муниципалитет. Все необходимое оборудование у нас имеется. Пляж будет очищен, приведены в порядок какие-то конструкции, элементы, в общем – обычные хозяйственный хлопоты.

- Уже не секрет, что в рамках проекта пляжная зона Нарва-Йыэсуу будет полностью реновирована. Что планируется сделать и когда мы сможем увидеть результат своими глазами?

- Немного задержана работа, связанная с конкурсами госпоставок. Но я надеюсь, что уже к концу мая нам удастся заключить один из договоров и начать работу. Деньги на этот проект выделены, так что дело за малым.

Проект называется «Благоустройство пляжного района». В его рамках, во-первых, будет предложено уникальное решение: весь пляж будет разделен на три части. Собственно, это будут три разных пляжа на любой вкус. У отдыхающего будет возможность выбрать, пойдет ли он в центр города на пляж, дизайн которого напоминает об истории Нарва-Йыэсуу – там будут стоять купальни, беседки того времени, или он предпочтет стиль «модерн» – такой пляж будет находиться в районе отеля «Мересуу». А любителям естественного, приближенного к природному отдыха мы предложим третий вариант – пляж, минимально тронутый рукой дизайнера, с тропами здоровья, местами для зарядки. Все три зоны будут объединены дорожками, которые проложат по первой дюне. На этих дорожках расположатся места для гриля, разведения костров, террасы для отдыха. По настилу из досок можно будет пройти все четыре километра пляжа.

Наверх