Депутат Рийгикогу из фракции Центристской партии Михаил Стальнухин уверен в том, что 1 сентября 2013 года в приграничном городе откроется Русская частная гимназия. Но вот политик и педагог социал-демократ Геннадий Афанасьев сомневается в планах нарвских центристов создать полнокровно действующую Русскую частную школу.
В Нарве нет единодушия по поводу частной русской гимназии
Так удастся ли Нарве сохранить собственную гимназическую систему?
В ноябре минувшего года парламентарий Михаил Стальнухин впервые заявил в Рийгикогу о необходимости в кратчайшие сроки учредить в Нарве Русскую частную гимназию – с обучением на языке Пушкина и Гоголя. Эту потребность избранный в законодательное собрание страны от Ида-Вирумаа депутат попытался обосновать отсутствием у нарвских детей возможности учиться на родном языке. Подкреплена ли высказанная с высокой трибуны идея? Стальнухин говорит, что в Нарве сейчас идет подготовка к созданию частной гимназии, которая будет открыта в намеченный срок.
«Мы должны защитить своих детей»
Такая школа на Северо-Востоке Эстонии, в регионе с компактным проживанием русскоязычного населения, будет первым подобным учреждением просвещения, в котором, по замыслу инициаторов, появится возможность сохранить русское образование, включая гимназическую ступень. Депутат категоричен: «Мы должны защитить своих детей». А на сегодня, как он считает, у нарвского ребенка ограничен выбор. Да, есть возможность учиться на эстонском – в городе действует Эстонская гимназия, костяк которой составляют дети из эстонских семей (в Нарве из 65 тысяч жителей 4% – представители титульной нации, более 90% – русскоязычные). Есть возможность у детей из русскоязычных семей учиться по канадской методике полного языкового погружения – в нарвской Ваналиннаской государственной школе (с первого класса обучение на эстонском). В нескольких нарвских школах 60% предметов гимназического цикла преподается на государственном языке – это третья модель обучения. Но, как полагает депутат, у этой последней модели при всех ее плюсах есть существенный изъян – Министерство образования лишает детей возможности получить качественное образование, когда предлагает учить государственный язык на уроках истории, физики и на других, входящих в русло 60 процентов. Это ограничивает возможности получения фактических знаний, например, по той же физике. Данная модель чревата тем, что по качеству освоения точных и ряда других предметов русские дети уступят своим эстонским сверстникам.
Но это мнение парламентария, входящего в оппозиционную парламентскую фракцию депутатов от Центристской партии. А Министерство образования видит в третьей модели, в переводе 60% гимназической программы на госязык, благо для русских детей – они смогут овладеть эстонским языком для того, чтобы быть конкурентоспособными как для дальнейшей учебы в вузах, так и для работы.
Спор на этом не заканчивается. Как считают инициаторы создания в Нарве новой школы, в этой частной гимназии эстонскому будут обучать не на уроках физики или математики, а на уроках государственного языка. Причем, постараются обучать на высоком уровне.
Операция «Русская гимназия»
В Нарве нет полного единства вокруг новой идеи. Один из руководителей местной организации Социал-демократической партии Геннадий Афанасьев говорит, что под вывеской борьбы за сохранение русского образования нарвские центристы начали предвыборную кампанию. В октябре 2013 года избиратели придут к урнам и от их голосов зависит новый состав горсобрания и горуправы. По мнению Афанасьева, педагога по образованию, идея создания Русской частной гимназии – локомотив, с помощью которого центристы, сохраняющие более десяти лет власть в приграничном городе, хотят вновь въехать на вершину властной пирамиды.
По словам социал-демократа, хорошо, если у нарвских детей будет возможность выбора разных школ, в том числе – учиться в Русской частной гимназии, но... «Я сомневаюсь в успехе этой операции, – скептически оценивает он перспективы создания в Нарве нового частного учебного заведения. – Министерство образования не против – создавайте. Деньги Минобр выделяет подушные – в расчете на каждого ученика. А если будет мало учеников – зарплата у педагогов будет мизерная. А кто будет оплачивать коммунальные расходы, содержание здания, охрану? Вспомним, у действующей в Нарве частной Православной гуманитарной школы были проблемы – нехватка денег. То есть без родительской доплаты новая гимназия не выживет».
Итак, Афанасьев сомневается, смогут ли родители оплачивать обучение, ведь в Нарве во многих семьях родители безработные или с низким достатком, видимо, как раз этот фактор был одной из причин финансовых трудностей у Православной школы. Опасается социал-демократ и за качество обучения в предполагаемой Русской гимназии – пойдут ли сюда работать квалифицированные кадры? Смогут ли обеспечить должный уровень преподавания госязыка и других дисциплин?
Афанасьев говорит, что любая частная гимназия – это бизнес-проект, который должен приносить доход. Но станет ли этот проект выгодным в коммерческом плане? Будет ли зарплата у педагогов? Много неясного. «Вот почему нарвские учителя пока не рвутся в эту гимназию», – подытоживает Афанасьев и добавляет, что у Нарвы уже был неудачный опыт: в 2000 году центристы также были у власти в городе, была политическая воля России – помочь создать на базе 10-й школы (ныне Паюская школа) Русский лицей, но, по его словам, идею центристы провалили.
Директор Паюской школы Людмила Смирнова подтверждает, что действительно Россия готова была оказать всяческую, в том числе материальную, поддержку созданию Русского лицея в Нарве. Обеспечить учебниками, помочь обучением учителей и т.д. Но директор поясняет: не столько зависело от центристов, сколько от ведомства, руководящего просвещением. Школа подавала ходатайство в Нарвский отдел просвещения, тот в свою очередь направлял соответствующий документ в Министерство образования ЭР, но оттуда так и не поступило письменного разрешения. Словом, дело не в центристах, а в бюрократической волоките – прошение затерялось в кабинетах. (Смирнова возглавила Паюскую школу позже – после событий, связанных с идеей открытия Русского лицея).
Министерство не против нарвской инициативы
А что думают наверху? Как там оценивают идею нарвских центристов создать новую гимназию? Руководитель отдела общего образования Министерства образования и науки Ирене Кяосаар говорит, что ходатайство от Нарвы еще не поступало, поэтому и пока нет оценки.
Но отмечает, что законодательство ЭР разрешает создавать частные гимназии. Кяосаар добавляет, что в Нарве вполне реально открыть с 1 сентября 2013 года такую школу – время для подготовки есть. Для этого властям приграничного города следует не позже марта 2013 года подать в Минобр прошение. Затем министерство в течение двух месяцев анализирует ситуацию, принимает решение и дает ответ Нарве.
Это в теории, а на практике... По словам руководителя отдела общего образования, ходатайство нужно подкрепить основательной подготовкой. Располагает ли город зданием для открытия частной школы? Создана ли учебная среда? Укомплектована ли новая школа кадрами? Подкреплена ли идея финансированием? Соответствует ли учебная программа государственной?
Из пояснения Кяосаар можно сделать вывод: государство обеспечивает зарплату учителей частных школ, все остальное – содержание здания, аренда, отопление помещений и прочие расходы – забота владельцев школ. Будет большой кошелек или будут спрашивать деньги у родителей – это забота владельца школы. Может финансами помогать и муниципалитет – никто не вправе запретить местным самоуправлениям поддерживать частную школу.
Ваня и Таня на фоне интеграции
Послушаем парламентария Михаила Стальнухина, имеющего опыт педагогической работы. (Учительскую деятельность он в свое время сменил на политическую – несколько раз избирался депутатом Рийгикогу, а с 2002 по 2011 год возглавлял горсобрание Нарвы). Подготовка к созданию частной русской гимназии идет, не раньше осени городское собрание примет решение и направит ходатайство в Министерство образования. Новое учебное заведение будет создано на базе одной из действующих в Нарве гимназий.
По планам Минобра, учитывающего близкую к катастрофе демографическую ситуацию (за двадцать лет население Нарвы сократилось с 82 до 65 тысяч), в приграничном городе останется в лучшем случае две гимназии со статусом государственных – одна эстонская и одна русская – из ныне действующих семи муниципальных и одной государственной. А третьей, по замыслу нарвских центристов, может стать частная гимназия с названием «русская». Государственными гимназиями управлять станет Минобр со всеми вытекающими последствиями – назначение директоров и т.п. Нарва лишится своей муниципальной гимназической сети, если не воплотит в жизнь идею Русской частной школы.
Стальнухин говорит, что правительство вынуждает создавать в Нарве частную гимназию, так как муниципальную не дадут возможности сохранить.
Итак, вопросов немало. Русское просвещение в Эстонии продолжает пребывать в стадии поисков. Что же получится в результате этого глобального эксперимента?
Защитники русского образования утверждают, что при всей сложности ситуации ясно – спасти русскую молодежь от денационализации, от утраты родных корней, от утраты русскости может только русская школа. Иначе прозвучит прощальный звон колоколов. А министерство связывает будущую успешность русских школьников с интеграцией – с упором на знание эстонского языка.