С наступлением тепла нарвские бездомные выходят, что называется, на улицу. Жить в ночлежке им становится неинтересно, туда они вернутся с холодами. Несмотря на увещевания работников департамента, около магазина Maxima в районе Кренгольма коротает время один из таких бездомных – инвалид Сергей. Человек далеко не старый, но совершенно опустившийся. Сказать, что он попрошайничает, нельзя, сидит и, в общем-то, практически никому не мешает. За исключением тех, кому не слишком приятно видеть и чувствовать специфический запах неопрятного человека, пишет "Инфопресс". С Сергеем, конечно, все понятно. Он инвалид – у него нет одной ноги. Но как быть с теми, кто привык жить за счет города и совершенно ничего не хочет менять?
Кризис добавил работы Департаменту социальной помощи, а лето уменьшило количество обитателей «ночлежки»
Возможности есть, но не все хотят ими пользоваться
Директор департамента социальной помощи Нарвы Галина Вологдина говорит, что у людей, которые длительно не работают, развивается некая привычка к этому состоянию. Если человек не обладает силой воли, то подняться и сделать что-то для того, чтобы улучшить свою жизнь, ему очень нелегко. Даже несмотря на то, что в Нарве – масса возможностей получить помощь и консультирование.
Например, в Нарвском центре социального попечения, что на улице Маслова, есть интересная программа реабилитации, рассчитанная на десять будних дней. В отделение принимаются пенсионеры по возрасту и нетрудоспособности, а также безработные нарвитяне. Все десять дней клиенты живут в двухместных комнатах, получая трехразовое диетическое питание. Кроме того, здесь предлагается насыщенная культурная программа, оздоровительные процедуры, консультации социального работника, психолога и юриста.
Есть у центра социального попечения еще несколько функций: на Йоала, 22 открыт дневной центр для пожилых людей и для людей, страдающих деменцией (расстройством психики, обусловленным пожилым возрастом). Это отделение работает по будням с восьми утра и до четырех вечера. Здесь пожилые люди могут читать газеты, общаться, участвовать в мероприятиях, а также постирать белье в стиральной машине, принять душ или ванну, измерить артериальное давление и получить консультацию социального работника.
Отдельно работает дневное отделение для лиц с психическими расстройствами. Отделение оказывает специальные реабилитационные услуги людям с продолжительными психическими расстройствами. Клиенты могут заниматься рукоделием, работать на компьютере, обучаться приготовлению пищи и другим, необходимым в повседневной жизни навыкам.
Брошенные детьми - под опекой города
Этот же центр социального попечения оказывает услуги ухода на дому. К сожалению, некоторые родственники людей с тяжелыми недостатками здоровья пользуются тем, что город оказывает эту услугу бесплатно. Т.е. дети или другие родственники могут проживать за границей, никак о себе не заявляя, а за их тяжелобольными родителями ухаживают сестры по уходу, работающие в центре социального попечения.
- И что-либо сделать с этим сложно. У нас в законодательстве вроде бы предусмотрено то, что дети обязаны заботиться о родителях, оплачивать такие услуги, но на деле добиться этого часто нереально. Чисто по-человечески не оставишь же немощного без какой-либо необходимой ему помощи, сославшись на существующих детей, - говорит Галина Вологдина.
Кстати, родители, оставшиеся без попечения, могут подать на алименты на своих детей. Но на практике этим никто не пользуется – неудобно, наверное, стыдно за то, что вырастили таких эгоистов.
Голодают ли дети?
Вернемся к нарвской «ночлежке». По словам директора департамента социальной помощи, летом количество находящихся в ней клиентов уменьшается. Конечно, это связано с потеплением. Ночлежка для всех бесплатна, поэтому прежде чем пожалеть очередного бездомного и дать ему денег, стоит несколько раз подумать, на что он их потратит. Действительно ли он голодает и мерзнет?
Лето активизировало в Нарве и уличных попрошаек юного возраста. Особенно часто их можно встретить на заправочной станции Statoil в районе торгового центра «Астри».
Галина Вологдина предполагает, что это дети небедных родителей. И правда – на классических «гаврошей» эти бойкие мальчишки похожи мало.
- Я обычно начинаю разговор с ребенком, пытаясь выяснить, где его родители, где он живет. Предлагаю поехать в приют. На этом месте весь их пыл гаснет, и видя, что денег от меня не получить, они предпочитают просто убежать. По моим наблюдениям, это далеко не голодающие дети.
Галина говорит, что информация о голодающих на Северо-Востоке детях сильно преувеличена.
- Я знаю, что волонтерскими организациями периодически устраиваются акции по сбору продуктов для бедных семей. На одной из таких акций ко мне подошли с табличкой «Помоги голодным детям!». Я бы не против помочь, но кто мне скажет, где эти голодные дети? Сейчас есть возможность получить помощь, и сильно раздувать тему о голодающих в Ида-Вирумаа – неправильно.