Россия стремительно входит в период политической нестабильности. События последнего времени в России поразительно похожи на те процессы, которые там происходили в конце 80-х и начале 90-х, пишет на TVNET Юрий Соколовский.
Россия может повторить судьбу СССР
12 июня 1990 года Верховный совет Российской федерации принял декларацию о государственном суверенитете России. Декларация был принята сразу после того, как свои декларации приняли страны Балтии и Грузия. После этого все национальные республики одна за другой стали делать то, что в последствии назвали «парадом суверенитетов». То есть принятие декларации был большим шагом к развалу Союза. С тех пор в России этот день объявлен государственным праздником...
Очень символично, что именно 12 июня в России происходят торжественные мероприятия, посвященные дню России и очередной протестный «Марш миллионов».
Как и тогда, сначала власть внешне казалась незыблемой. Как и тогда, протестное движение началось в Москве и Ленинграде. В нем участвовали городская интеллигенция, актеры, музыканты, журналисты, бизнесмены-кооператоры. Как и тогда, основная часть россиян пассивно все поддерживает власть из-за опасений, что новая принесет нестабильность.
Нынешняя российская власть сдаваться не собирается, а значит, будет бой с очень неопределенными последствиями. Возможно, будут арестованы и посажены лидеры оппозиции, закрыты оппозиционные СМИ. На какое-то время это ослабит протесты, но изменить настроения части населения уже нельзя. Процесс пошел.
Российская власть правильно просчитала, что рано или поздно такая ситуация сложится и заранее начала готовиться. Создавались молодежные движения, новые партии, которые ориентировались как бы на потенциально протестные группы, установлен контроль над СМИ. Но большинство этих инструментов в момент, когда они действительно стали необходимы, дали осечку. Молодежные движения угрохали много денег на развлечения и не получились идеологическими. Созданные партии, вроде «Справедливой России», сделались одной из основных политических площадок оппозиции. Ряд СМИ, таких как, например, «Эхо Москвы», принадлежащее Газпрому, стали рупором протестов. Бывший долголетний министр финансов Кудрин тоже переметнулся в оппозиционный стан и осторожно ждет своего звездного часа. Даже приближенные и прикормленные элитарные семьи, вроде Ксении Собчак и ее матери Людмилы Нарусовой, которой Путин дал место в Совете Федерации, открыто выступили против него.
Российская власть действует жестко, потому что понимает, что множество ее влиятельных нынешних сторонников внимательно следят за ситуацией и готовы переметнуться в любую минуту, если посчитают, что власть уходит в другое место. Поэтому на их искреннюю лояльность никто не расчитывает.
Экономическая ситуация в мире может ускорить или замедлить эти процессы. Если мировая экономика погрязнет в кризисе, то цены на нефть и газ, которые определяют значительную часть доходов страны, сократятся. Если эта ситуация затянется на долгий срок, то придется сокращать расходы, что для нынешней власти будет трудновыполнимо и ряды оппозиции могут сильно пополниться. А если, например, в Чечню перестать вливать бюджетные деньги, то там долго ждать не будут...
К сожалению, все значительные изменения в истории России происходили через серьезные разрушения и потерю огромного количества людей.
Нынешняя Россия слишком уязвима. У нее больше нет запаса прочности, нет столько людей, которыми можно пожертвовать или выгнать, ее экономика очень хрупка и только поднимается после предыдущих разрушений. Победителей здесь не будет. Это и должны осознать сцепившиеся в смертельной схватке российские власти и оппозиция.
Поэтому в этот специфический праздник России можно пожелать только одного – не повторить судьбу СССР.