Пора на биржу, или рынок нараспашку

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Карла Аган: Электричество – это такой же товар, как хлеб, молоко и мобильная связь.
Карла Аган: Электричество – это такой же товар, как хлеб, молоко и мобильная связь. Фото: Станислав Мошков

Краем уха вы уже, наверное, слышали, что с 2013 года Эстония откроет свой рынок электричества. И уже, скорее всего, в курсе, что это выльется для нас в очередной виток роста цен на киловатты в час. «ДД» предпринял попытку найти ложку меда в бочке дегтя.

О том, к чему стоит быть готовым и как эта реформа протекала в других странах, рассказывает Директор по продаже электричества Eesti Energia Карла Аган.

- Вне всякого сомнения, открытие рынка – это новые возможности для продавца энергии. Но бытовой потребитель понимает это событие сегодня лишь как процесс, в результате которого ему придется платить за электричество еще больше. А польза для него хоть какая-то есть?

- Да, то, что открытие рынка вызовет подорожание электричества, соответствует действительности. Но тут надо объяснить, почему это произойдет. Дело не совсем в открытии рынка, а в том, что со следующего года Эстония больше не сможет пользоваться бесплатными квотами на выброс CO². Так что, если предположить, что государство вдруг решило рынок не открывать, то и в этом случае Eesti Energia должна была бы покупать эти самые квоты. Так что электричество подорожало бы так или иначе.

Если же говорить о хорошем, то, во-первых, плюс для клиента в том, что у него появится выбор, у кого покупать электричество. Точно так же, как он выбирает производителя хлеба, молока или мобильного оператора. Электричество – это такой же товар.

И во-вторых, в долгосрочной перспективе это даст и лучшую цену тоже. Ведь закрытый рынок оставляет немного места для маневра. А на открытом монополиста будут теснить конкуренты, ему придется быть более гибким. Конкуренция – это тот эффективный механизм давления, который вынуждает снижать цены и комплектовать лучшие предложения. И в-третьих, открытый рынок способствует здоровой среде для инвестирования, он прозрачен и ясен, это сигнал для любого потенциального инвестора, что его приглашают к участию, что он сможет свое вложение легко просчитать. В случае производства электроэнергии речь идет о дорогих технологиях и оборудовании, так что инвестирование – это крайне важный момент.

Вначале было Чили

- Что говорит об открытии рынка электричества мировой опыт? И опыт стран, которые недавно открыли свой рынок для других игроков?

- Самой первой страной, которая открыла свой рынок электричества, было Чили…

- Как, снова Чили? Буквально на днях мне приводили его в качестве авангардной страны в вопросе современной пенсионной системы…

- Да, в Чили либеральная экономическая политика уже принесла свои плоды. А в Европе процесс начался с Великобритании, затем присоединились Норвегия и страны Скандинавии. А после уже и остальные страны ЕС одна за другой. Опыт говорит о том, что чем дольше этот рынок открыт, тем больше выигрывает потребитель, чем плотнее конкуренция, тем тщательнее клиент изучает предложения. Чем меньше предложений, тем рынок пассивнее. Конечно, в самом начале открытия рынка эта активность составляет не более 10%. Например, в перечисленных выше странах рынок открыт уже 20 лет, и число активно контролирующих свой пакет пользователей оценивается уже в треть рынка. Я имею в виду тех, кто в течение года отслеживает разные предложения операторов, постоянно ищет наилучшее для себя.

- И весьма пожилые люди, скажем, английские бабушки тоже активно участвуют в процессе мониторинга цен на электробирже и меняют операторов?

- Конечно, доля осведомленных людей там не в пример больше: тех, кто умеет пользоваться Интернетом, и тех, кто хочет сам досконально контролировать расходы. Еще многое зависит от жилплощади. Если жилье небольшое, то, как правило, для человек не принципиально, платить ему в год 200 или 205 евро. А те, для кого это важно, сами проявляют инициативу, изучают обзоры.

- И все же зачем понадобилось Эстонии этот рынок открывать именно сейчас? Что было раньше, курица или яйцо, директива Брюсселя или инициатива предприятия?

- Евросоюз, конечно, влияет своей общей политикой на развитие конкуренции и ограничение монополии. Евросоюз верит в перспективность такого подхода и его пользу именно для потребителей.

Киотский протокол – это политика

- Вот по поводу CO² как раз хотела у вас просить. Есть мнение, что Киотский протокол и квоты на выброс CO² – не более чем узаконенная афера. Грубо говоря, всего лишь разрешение, выданное воздуху, стать объектом сделки в отношениях между странами и крупными предприятиями. Ряд ученых, в том числе и эстонский академик Анто Раукас, убеждены, что человек не способен менять климат. А эти инвестиции в экологию всего лишь увеличивают стоимость продукта. Как прокомментируете такое мнение?

- Я не хотел бы комментировать политические аспекты, политику Евросоюза. Мы, продавцы электроэнергии, должны следовать определенным правилам и эффективно продавать энергию в тех условиях, которые имеются.

- То есть это политика?

- Да, политика.

- Как еще потребитель может влиять на свои счета за электричества (если может, конечно)?

- После того, как рынок откроется, человек сможет выбрать не только подходящего продавца, но и подходящий для него пакет. Как вы знаете, цена на бирже меняется каждый час. Весной и осенью, когда много энергии вырабатывают гидроэлектростанции, электричество ощутимо дешевеет. Зимой, когда холодно и темно, – соответственно, дорожает, его потребление растет. Можно заключить договор с фиксированной платой, которая не будет зависеть от этих колебаний. Можно выбрать пакет, который будет последовательно реагировать на колебание цены и соответственно этому рассчитывать цену на потребленную энергию. А можно выбрать пакет 50/50. Свой пакет человек сможет менять каждый месяц.

- А плата, привязанная к электробирже, означает такую же зависимость, как от шестимесячного еврибора при жилищном кредите?

- Да, принцип именно такой.

Внимание, каверзный вопрос!

По какой причине плата за обслуживание и плата за использование сети у нас превышает стоимость самого электричества или сопоставима с ней? Какая ситуация с платой за сеть и ценой электричества складывается в соседних странах? Что изменится в этом случае с 2013 года?


КОММЕНТАРИЙ

Лембит Сюнт, директор по продажам Elektrilevi:

В целом сегодня плата за электросеть составляет 36% от конечной суммы счета, за собственно электроэнергию – 33% и налоги – около 31% . С учетом пакетов и потребительских привычек доля этих компонентов может немного разниться.

В Европе действительно доля, приходящаяся на стоимость электросети, в процентном соотношении ниже, у нас сложилось пока наоборот. Но причина этого в первую очередь в том, что в Эстонии по сравнению с другими европейскими странами цена на электричество ощутимо ниже. В то же время Eesti Energia до сих пор использовала старое оснащение, которое не требовало серьезных инвестиций. Также более низкую цену обуславливали бесплатные квоты на выброс CO2. Эти преимущества исчерпываются, и цену на электричество со следующего года начнет формировать биржа. Так что можно предполагать, соотношение этих двух показателей приблизится к общеевропейскому.

Сегодняшняя плата за пользование электросетями обусловлена инвестициями, сделанными в расширение сети. С 90-х и даже с советских времен сеть практически не обновлялась, из-за чего сбои в подаче электричества были частыми. Благодаря поднятым в прошлом году тарифам мы получили возможность ускорить темпы модернизации сети.

Распространены также мифы, что плата за сеть у нас выше, чем в Скандинавских странах. Но это не так. На домашней страничке Elektrilevi вы можете сами сравнить цены в разных регионах и у разных операторов электросетей в Эстонии и в соседних странах.

У наших ближайших соседей, финнов, практически за тот же объем потребления частным лицам придется заплатить на 18% и в Швеции на 29% больше, чем в Эстонии. Считаться надо и с тем, что малонаселенные и не охваченные мощным производством регионы делают производство каждого киловатта менее рентабельным: тот же киловатт в крупном городе окупает затраты эффективнее. То есть, через каждый километр кабеля в Эстонии проходит в четыре раза меньше электричества, чем в Испании или Англии, и в 1,5 раза меньше, чем в Финляндии. Но сеть-то при этом все равно эксплуатируется. И это тоже отражается на плате.

Можно возразить, что наш уровень жизни не соответствует уровню жизни других западноевропейских стран, но для реновации сети используются материалы и оборудование, которые закупаются у международных поставщиков, и продаются они по одной цене для всех стран ЕС.

Справка

Что такое электробиржа?

Торговлю на бирже контролирует служба надзора за рынком Nord Pool Spot. Информация о сделках аккумулируется в Норвегии, работа рынка также контролируется оттуда. Служба надзора следит за тем, чтобы производители не делали предложений по необоснованно высоким ценам.


К 2014 году будет готов второй подводный кабель между Эстонией и Финляндией (Estlink 2), и тогда возможности крупных производителей электричества из Северных стран в части торговли на нашем рынке возрастут почти в три раза. Это приведет к возникновению более жесткой конкуренции между продавцами.
Источник: Eesti Energia

Ключевые слова

Наверх