В Эстонии при самом трепетном отношении к разного рода символам иногда совершенно не соображают, что творят. В результате у людей возникают устойчивые ассоциации, причем, образуются они далеко не в пользу государства.
Эстонский символизм, или как министр вещал с места для инвалидной коляски
Недавно Госканцелярия обстоятельно разъяснила, что надо делать, чтобы утилизировать пришедший в негодность государственный флаг, дабы не попасть под цугундер. Оказывается, надо так, чтобы никто не видел, разрезать триколор на полосы разных цветов, потом сжечь незаметно для окружающих. Иначе это будет кощунство по отношению к государственному символу. Чем не магический ритуал?
Говорят, что в поклонении символам есть что-то сакральное. Знаки окружают нас повсюду. Даже целая наука о знаках имеет в Тарту серьезную традицию. Некоторые не просто считают знаки каким-то смысловым кодом, а верят в то, что знаки и символы способны на многое: например, укрепить государственность или сработать на имидж страны.
Другие же воспринимают знаки как послание судьбы, верят, что они предвещают нечто: хорошее или плохое - для человека, страны, мира.
Слышали ведь такое: «Накаркаешь!» Так вот: бывает, что люди, играя со знаками, невольно меняют ход событий. Те, кто в это верят, пусть себе верят. Но, определенно, знаки способны формировать в восприятии людей отношение к каким-либо явлениям, отдельным личностям. И ассоциации, которые возникают при появлении тех или иных знаков, способны ввести человека в уныние, или же, наоборот, вызвать приступ гомерического хохота. В лучшем случае – тихого сарказма.
В Эстонии развелась целая плеяда «знаковедов», различных экспертов, психологов, имиджмейкеров, пиарщиков и прочих специалистов, задача которых – формировать общественное мнение, позитивно настраивать его по отношению к первым лицам государства, большим государственным чиновникам.
Неблагодарная работа. Ведь зачастую речи, которые раздаются из высокопоставленных уст, требуют потом генеральной уборки, даже дезинфекции. А ничего лучше, чем «его не так поняли» или «неправильно перевели», госпиарщики придумать не могут.
Знаки – они и есть знаки. Порой они отражают истинное положение дел, соответствуют ему. А иногда заставляют мозги человека работать в таком направлении, какого, казалось бы, никто и не ожидал. И отмазка, что, дескать, «каждый все понимает в меру своей испорченности», здесь уже не проходит.
Поясним на конкретных примерах. Модные в Эстонии помпезные перерезания ленточек по поводу и без напоминают «торжественный пуск объекта в эксплуатацию» советского времени. Задержав более чем на год сдачу нового здания силовых структур в городе Йыхви, МВД решило-таки провести церемонию. Прибыл сам министр внутренних дел Вахер. Приглашены пресса, радио, телевидение!
Микрофон для ораторов установлен на площадке перед зданием. И вот к нему поочередно выходят сам министр, генеральные директора Департаментов полиции и Полиции безопасности. Но, что за ехидные усмешки появляются у некоторых участников церемонии?
Оказывается, все ораторы стоят на месте, где нарисованы инвалидные коляски. В данном контексте это означает отнюдь не место парковки для инвалидов. У присутствующих возникают варианты – по какой же части люди, произносящие речи, являются инвалидами? И ничего, кроме того, что они все тяжело больны на голову, на ум не приходит.
Конечно, чтобы догадаться укрыть на время церемонии эти знаки, имиджмейкерам надо было приложить немного умственных усилий. А, впрочем, не исключен вариант, что такое место для произнесения речей чиновниками-силовиками было предначертано заранее. Что ни говори, так или иначе, но знаки попали в точку.
23 июня. День Победы. В Йыхви звучат речи официальных лиц о свободе, которую завоевала Эстония, и которую надо всемерно защищать. Правда, не расшифровали от кого, но надо. В контексте свободы и независимости очень эффектно смотрелась на выставке машина Вируской тюрьмы, на борту которой красовалась надпись «Vanglateenistus». А рядом с ней – символы свободы – наручники, пистолет-пулемет «Узи», дубинки и защитные костюмы надзирателей. Короче говоря, «свобода, блин, свобода, блин, свобода!» Это то же самое, что объявление в Йыхвиском Концертном доме перед пресс-конференцией Андруса Ансипа, гласящее, что встреча с премьер-министром пройдет в D-отделении. Чуть ли не в одноименном терминале!
- Вы считаете уместным присутствие на выставке техники в День победы, когда вы говорили о свободе Эстонии, машины с надписью «Vanglateenistus», наручников и дубинок? Это – свобода?
Уездный старейшина Ида-Вирумаа Рихо Брейвель ответил на этот вопрос так: «Естественно. Я ведь там и сказал, что свобода – это не то, что ты делаешь, что хочешь. Свобода – это то, что ты можешь не делать то, чего не должен. «Vanglateenistus» - один из атрибутов государственной системы, дающий возможность свободно жить законопослушным людям». Спасибо за разъяснение Брейвелю.
А разве не символично выглядит компоновка главной страницы электронной версии одной эстонской газеты, на которой заголовок «Глава военного комитета Евросоюза знакомится с Силами обороны Эстонии» расположен над картинкой, где изображен ящик с килькой. Или это смелые журналисты решили таким образом выразить свое отношение к эстонской армии?
В эстонской прессе в загоне находится жанр карикатуры. Сатирический журнал «Пиккер», который при «старом режиме» разил не в бровь, а в глаз, может отдыхать. Все делают сами политики и их имиджмейкеры.
Помните, какой хай подняли разного рода «эксперты по России», кричавшие, что восточный сосед не жалеет денег на антиэстонскую пропаганду? Что, мол, ФСБ прилагает огромные усилия для того, чтобы опустить Эстонию и ее политиков ниже плинтуса? Как видим, ФСБ особо и незачем тратить деньги на это дело, если с ним успешно справляются в самой Эстонии.
Это, что, ФСБ или ГРУ придумали построить отряд «Нооркоткад» после военного парада под какими-то сооружениями, недвусмысленно напоминающими виселицу?
Это российские спецслужбы придумали провести учения эстонской армии именно на тех улицах Кохтла-Ярве, где установлены плакаты, призывающие сдать металлолом и получить новую «Тойоту»? Очень знаково смотрелись на фоне этих громадных плакатов старенькие машины эстонских сил обороны.
Расчет, вероятно, прост: люди, которые безоговорочно верят политикам, с восторгом смотрят им в рот, не заметят всего этого идиотизма. А тех, кто не верит речам высокопоставленных особ, кто сомневается в грандиозных успехах Эстонии, в расчет брать не стоит.
Но то и дело появляются знаки, заставляющие скептиков шевелить мозгами не в самом выгодном для политиков направлении. Но политики и их имиджмейкеры не обращают на эти знаки никакого внимания. И ведь, что самое забавное, не боятся накаркать! Что ж, парус им в руки.