Рассуждениями на эту тему поделился журналист газеты Postimees Прийт Пуллеритс. За месяц до старта Олимпийских игр в Лондоне он предложил «Трезвый взгляд на Олимпиаду» (Postimees на русском языке за 29 июня). А начал свои рассуждения с только что завершившегося Евро-2012.
О целесообразности попыток прыгнуть выше головы
По мнению Пуллеритса, единственное, чему можно было порадоваться в связи с этим событием – так это отсутствию эстонской команды на европейском празднике футбола. Поэтому, дескать, не было поводов для огорчений, которые давала бы сборная Эстонии своими неизбежными поражениями.
Если сборная Ирландии, та самая, которая в ноябре прошлого года уверенно переиграла Эстонию в двух стыковых матчах за право участия в финальном турнире Евро-2012, и занимающая 18-е место в мировом рейтинге, потерпела три поражения в своей группе с общим счетом 1:9, рассуждает Пуллеритс, то чего же можно было ожидать от нашей команды, с ее 57-м местом в рейтинге? Тех же трех поражений, только с общим счетом примерно 0:12.
«Даже думать о том, что мы могли бы сыграть гораздо успешнее, не стоит», – убеждает нас публицист. Как будто все результаты в спорте заранее известны, исходя из рейтинга. Нет, побеждает не тот, кто выше в рейтинге, а тот, кто сильнее в данный день и час.
Далее он продолжает проповедовать в том же духе, призывая к смирению: «В общем-то, хорошо, когда люди не стремятся прыгнуть выше своей головы. Лучше утешать себя мыслью, что до исполнения своей мечты не хватило совсем немного, чем основательно разбитыми, с позором, покидать арену».
Так и хочется добавить: хорошо, что не все люди и не все народы следуют этим трезвым, с точки зрения публициста-проповедника, суждениям! И в спорте, и вообще в жизни.
Лично Пуллеритс, конечно, вправе объявить позором любое поражение национальной сборной и радоваться, что этого позора команда якобы избежала, не попав на ЕВРО. Однако вряд ли болельщики эстонской сборной, пробейся она в кои веки в ТОР-16 Европы, стали бы критиковать ее, какими бы ни были итоги поединков. Те же ирландские футболисты, проигрывавшие один матч за другим, неизменно ощущали трогательную поддержку своих земляков. В итоге соотечественники слабейшей команды турнира официально признаны лучшими болельщиками ЕВРО-2012, их представители получат специальный приз из рук президента УЕФА.
«...Основательно разбитыми, с позором, покидать арену». Почему через запятую? Разве поражение – это всегда позор? Нет. Позор – это когда безвольно сдаешься без сопротивления пусть и заведомо более сильному сопернику, противнику, врагу. А если отчаянно бьешься, то заслуживаешь уважения и славы, порой на века, даже если в итоге битвы, будучи «основательно разбитым», вынужден уступить. Опять-таки не только в спорте. Известно много подобных примеров – как позорных, так и героических – из истории разных стран.
Порадовавшись отсутствию эстонской футбольной команды на ЕВРО-2012, Прийт Пуллеритс далее дает понять, что был бы рад, если и на Олимпиаде в Лондоне было бы как можно меньше посланцев его родины. Мол, пусть в Олимпийских играх примут участие только те, кто способен показать более-менее приличные результаты. Остальным там делать нечего. Даже тем, кто честно выполнил олимпийский норматив, но не претендует на высокие места.
Помнится, после Олимпиады-1988 эстонская общественность, приветствуя успехи своих соотечественников в Сеуле, надеялась и верила: в составе олимпийской сборной СССР эстонцы выступали последний раз. «В Барселону – своей командой!» – требовал народ, имея в виду Игры 1992 года. Если бы тогда нашелся эксперт, который стал бы трезво рассуждать о том, что не надо отправлять на Олимпиаду слишком много эстонцев, мол, пусть едут только претенденты на достойные места, участь его была бы незавидной.
Никто не стоял с лозунгом: «На чемпионат мира по фехтованию – своей командой!» Хотя, естественно, это предполагалось тоже. Но речь шла именно об Олимпиаде. Потому все понимали: Олимпийские игры – это больше, чем просто спортивное соревнование. Это планетарный международный форум. И потому мечтали, чтобы и Эстония включилась в олимпийское сообщество народов под собственным флагом и, естественно, представлена была на Играх как можно более широко. Это главное, а потом уже – результаты.
Но вот прошло 20 лет, и теперь некоторые говорят, что Эстония должна быть представлена на крупнейшем спортивном форуме как можно более узко. Удивительно.
Девиз основателя современного олимпийского движения Пьера де Кубертэна «Главное не победа, а участие» если на сегодня и утратил актуальность, то только в отношении крупных спортивных держав, а их среди двух сотен стран-участниц этого движения - единицы. Вот они действительно, формируя свои команды, насчитывающие многие десятки, а то и сотни спортсменов, могут позволить себе не брать тех, кто не претендует на высокие результаты.
Эстония к спортивным державам не относится, хотя отдельные атлеты время от времени и добиваются выдающихся побед. Об этой стране вообще, увы, до сих пор далеко не все в мире знают. То и дело приходится объяснять, и не в самых дальних краях, где она находится. Так что для Эстонии все-таки главное – участие в таком крупном форуме, как Олимпийские игры.
При этом, конечно, мы держим кулаки за тех, кто борется за право подняться на олимпийский пьедестал, но мы болеем и за тех наших земляков, которые, звезд с неба не хватая, ведут на Олимпиаде бои локального значения. Болеем, естественно, при условии, что ведут они их пусть как умеют, но, что называется, не на жизнь, а на смерть. Если же обнаруживается, что человек приехал, заранее записав себя в «туристы», – таких презираем.
Примечательно, что на эстонской половине портала Postimees суждение Прийта Пуллеритса практически никакой реакции не вызвало – всего 13 откликов. Большинство из этой горстки комментаторов с автором не согласно. Правильно люди указывают публицисту: Олимпийские игры – это не этап Бриллиантовой лиги, то есть коммерческие состязания для узкой группы элитных атлетов. Олимпиада – это совсем другое.
Но это считанные единицы сказали. А в основном, видимо, соотечественники эстонского публициста согласны, что это «хорошо, когда люди не стремятся прыгнуть выше головы», что «нет никакого смысла любой ценой пробиваться на Олимпиаду». И добиваться иной высокой цели, не так ли?